5 октября — Международный день учителя. В России учительский праздник традиционно отмечают в первое воскресенье октября. Вдобавок — год педагога-наставника. В общем, сейчас самое время задумываться о пользе своего труда. Известно, что результаты педагогического труда отсрочены. Кого бы мы там ни наставляли, убедиться в пользе своих педагогических воздействий представляется возможным только спустя десятки лет. Так, быть может, прав Ф.М.Тютчев, выведший формулу: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»?
Возьму на себя смелость не согласиться с великим поэтом и дипломатом. Посеяли сомнения в абсолютной истинности его формулы, как ни странно, только что прошедшие в столице выборы. Гуляю вокруг школьного здания. Голосующих не так много, поскольку большинство осуществляет свое волеизъявление дистанционно. Ко мне подходит пожилая женщина.
— Огромное спасибо, Евгений Александрович!
— ?
— Моя дочка, которая окончила вашу школу 40 лет назад, доктор наук, а внучка защитила красный диплом в МГУ. Они обе поступали и учились без всяких репетиторов, благодаря полученным в школе знаниям.
Через некоторое время подошел седовласый мужчина.
— Передайте спасибо историку Татьяне Петровне. Благодаря ее урокам я стал археологом.
В тот день таких неожиданных встреч с благодарностью разным предметникам было немало.
Но иногда случается так, что весть об отдаленных последствиях нашего влияния приходит неожиданно, откуда не ожидаешь. Казалось бы, спектакль школьного театра — так, развлечение в свободное от уроков время. Но оказывается, что участие в нем может спасти человеческую жизнь.
Как часто приходится употреблять сакраментальную фразу: «Прошли годы после выпуска из школы одного из наших выпускников». Но что поделать, если это действительно так? Начался кошмар первой чеченской войны. Сережа был ярким актером школьного театра. Один из спектаклей этого театра был поставлен по повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Повесть о трагической судьбе русского и чеченского мальчиков, попавших в ад депортации.
Повесть была опубликована в конце 1980-х годов. В благодарность Анатолю Приставкину в Грозном был создан музей его имени. В музее висели большие фотографии того самого памятного спектакля. Среди главных персонажей был и Сергей Брилев. Выпускник школы, он стал постоянным корреспондентом «Вестей» в «горячих точках». Однажды боевики захватили съемочную группу. Но кто-то из них узнал Сергея по фотографиям спектакля, вывешенным в музее. Трудно поверить, но журналиста вместе с его оператором Дмитрием Бритиковым отпустили! Так давний школьный спектакль спас ему жизнь. Сам Сергей рассказал об этом случае в интервью журналу «Карьера».
Однако не надо наивно предполагать, что жизнь всех без исключения выпускников школы складывалась безоблачно и удачно с точки зрения их карьерного и личностного роста. Так не бывает.
Тот парень, выпускник лихих девяностых, был из так называемой трудной семьи: безотцовщина, мать алкоголичка.
Такие дети в отличие от других, избалованных любовью и заботой родителей, чувствительны к малейшему вниманию со стороны педагогов. Ты ему положи руку на плечо — будет помнить всю жизнь. В данном конкретном случае школа не допустила сдачи его в интернат. Учительница истории и завуч школы Людмила Сергеевна Омельчук приносила ему одежду. Парень страшно гордился тельняшкой, которая была с плеча сына Людмилы Сергеевны, офицера-танкиста.
Да что говорить: влияние — оно часто не в словах. Я долгое время поражался результатам работы одного классного руководителя. Никакими громкими мероприятиями он не славился.
Сложнейший класс, от которого стонет вся школа. В классе много детей из социально неблагополучных семей. Большая часть — мальчишки, которые растут без отцов. Среди них выделяется неформальный лидер: наиболее агрессивный подросток, с которым никто из педагогов не может найти общего языка. Кроме одного — его классного руководителя. Мужчина средних лет, молчаливый, сдержанный, неторопливый, в инновационной деятельности не замечен, престижными наградами не отмечен. Но через полгода класс приведен в полный порядок, а его атаман прекратил свою подрывную деятельность. Вся школа вздохнула с облегчением.
— Раскройте педагогический секрет, — прошу я учителя. — Что вы такое сделали с классом? Как перетянули на свою сторону его лидера?
— Ничего особенного.
— А все-таки.
— Ну, не знаю. Пару раз вытянул его в кино в воскресенье. Понимаете, парень же растет без отца. Я позвал его, он согласился. Пришли в кинотеатр за полчаса. Пошли в буфет. Я взял два бутерброда, себе бутылку пива, ему воду. Посмотрели фильм, пешком вернулись домой. Вот и все.
— И все? Вы же, наверное, о чем-то говорили по дороге?
— Да так, трепались о том о сем.
Когда за ним закрылась дверь, я задумался. На память пришли стихи Б.Окуджавы.
Держава, родина, страна, отечество и государство —
Не это в душах мы лелеем и в гроб с собою унесем.
А тихий взгляд и поцелуй, любови нежное коварство,
Кривоарбатский переулок и тихий треп о том о сем.
Мудрый учитель не проводил «воспитательный момент», заманив подростка в кино, а, говоря высоким стилем, восстанавливал утраченную парнем гармонию отношений, замещая отсутствующего в его жизни отца. Этот тихий треп без всякой задней мысли и есть высший педагогический пилотаж, дающий неизмеримо больший воспитательный эффект, нежели любые моральные сентенции и поучения. А подбор напитков, купленных в буфете? Это тоже педагогика высшей пробы. Себе пиво, ему воду. Я ни минуты не сомневаюсь, что парень уже пробовал не только пиво, но кое-что покрепче. Но это не в счет. С самого начала между педагогом и подростком прочерчивается граница. Я взрослый — и мне можно пиво, а ты, пока не вырастешь, будешь довольствоваться водой. Это не обсуждается, а молчаливо предъявляется парню как данность и непреложный закон жизни. Хотя, боюсь, сегодня при нашем зашкаливающем ханжестве за эту бутылку пива для себя педагог лишился бы работы...
Но вернемся к тому парню в офицерской тельняшке. После школы он все-таки попал в места не столь отдаленные, отбыл срок. Но однажды ко двору школы подъехал свадебный кортеж. Этот парень решил представить невесту директору своей школы. Пришлось дать им гражданское благословение.
Кстати, о девочке, которая стала доктором наук. Цепкая педагогическая память сохранила эпизод из ее раннего детства: зимний вечер в детском саду. И вдруг ребенок заплакал. На вопрос воспитателя, что случилось, девочка ответила, что в окне увидела папу. «Да ведь он обойдет детский сад, войдет в дверь и вот-вот будет здесь, он же не птица», — сказала воспитательница.
— Да, — подумав, ответила девочка, — мой папа не орел.
Итожу сказанное. Коллеги, коль скоро хотите увидеть результаты своего труда, живите долго! Это мое вам пожелание к празднику.
Евгений Ямбург