Слово «сказка» давно стало ассоциироваться не только с фантазией, а непременно с чем-то добрым, настолько, что трудно представить в нашем, а не воображаемом мире. А вот сказка как жанр фольклора и литературы вовсе не обязана быть доброй по сюжету.
Основная черта сказки состоит в полном отсутствии претензий на документальность, в нескрываемой вымышленности рассказываемого, а вот по эмоциональной окраске сюжет может быть и наводящим ужас. Большинство из нас с детства привыкли к светлым и назидательным сказкам. Если положительные герои и сталкиваются с трудностями, то, как правило, их успешно преодолевают, а сами испытания не описаны излишне натуралистично.
Конечно, порой исход печален, как в сказке о блудном хлебобулочном изделии. И все-таки к хоррорам и эту сказку не причислить. Но не все догадываются, что многие сказки, особенно иностранные, дошли до читателей (а также до зрителей кино и мультфильмов по мотивам этих сказок) в переработанном (читай, заново написанном) варианте.
А оригиналы настолько леденящие кровь, что Стивен Кинг нервно курит в сторонке (а вы не курите!).
Посмотрим страху (сказочному страху) в глаза. Обратимся к изнанке нескольких популярных сюжетов.
«Красная шапочка» - народная европейская сказка, возникшая еще в средние века и такая же жестокая, как и это время мракобесия, непросвещенности, антисанитарии. Волк-оборотень готовит еду и напитки из тела и крови убитой бабушки и угощает блюдами из бабушкиного трупа не распознавшую подвох девчонку. А после расправляется и с ней.
Шарль Перро, литературно обработав сказку, исключил из нее мотив каннибализма и добавил мораль о том, что девам следует вести себя бдительней с потенциальными соблазнителями. Ну а братья Гримм изменили концовку сказки, добавив финал с чудесным спасением бабушки и внучки из чрева хищника вовремя подоспевшими охотниками.
История о «Золушке» зародилась еще… в Древнем Египте.
Был у нее прототип по имени Родопис («румяноликая»). Родопис родилась в Греции, с детства была рабыней. Однажды девушку продали на невольничьем рынке – так она попала в Египет. Там ее из рабства выкупил брат поэтессы Сапфо. А в сказке бог Гор, решивший подработать амуром, похитил у купающейся девушки сандалию и метнул ей в фараона, который понял, что это знак свыше, и ему пора жениться на хозяйке ботиночка. Гонцы фараона благополучно нашли Золушку-Родопис, и молодые поженились. Тут как раз все очень даже сказочно в наилучшем смысле этого слова.
А вот в оригинальных европейских «Золушках» начинается натуральный садизм. В версии Джамбаттисто Базиле Золушка, дабы не терпеть надругательства мачехи, взяла да и прихлопнула ее крышкой сундука. Вот в такую добрую девушку влюбился король. Потеряла же она не хрустальную или меховую туфельку, а грубый неаполитанский ботинок, пианеллу, с пробковой подошвой.
У братьев Гримм вредные сводные сестры, дабы заполучить завидного жениха заместо Золушки, занимались членовредительством – их ноги не влазили в туфельку, и одна отрубила себе палец, другая – пятку. Тщетно. Принца предупредили голуби. Они же выклевали глаза сводным сестрам (вот пращуры «Птиц» Хичкока). А «глянцевая», невинная версия «Золушки» принадлежит перу Перро.
В аутентичной «Белоснежке» злая королева-ведьма и людоедка приказала егерям убить героиню-падчерицу в лесу, вырезать печень и легкие и отдать ей на съедение. Белоснежка, в итоге, чудесным образом оказывается спасена. Мачеху настигает наказание: ее заставили танцевать в раскаленных туфлях, пока она не свалилась замертво.
Настоящий экшн разворачивается в народной «Спящей красавице», записанной уже упоминавшимся Базиле. Беспробудно уснувшую из-за укола проклятым веретеном принцессу Талию отец-король оставил лежать в лесном домике. Спустя несколько лет мимо проезжал другой король, зашел в домик, увидел спящую и… скажем так, воспользовался положением. А через девять месяцев у нее родились малютки.
Сын в поисках маминой груди высосал из пальца отравленный шип, и принцесса проснулась.
А тут мимо домика снова проехал король. Обнаружив потомство, он как честный человек решил жениться на девушке. Да вот только у «честного человека» была жена, опять-таки злая королева. Узнав о сопернице, она решила убить ее, а детей не просто убить, а еще и под видом ягнятины скормить мужу. Выяснив планы супруги, король сжег ее (именно таким образом она планировала избавиться от Талии) и расчистил дорогу для новой избранницы. Наверное, до обнаружения следующей, еще более юной, красавицы из следующего лесного домика.
Есть еще десятки страшных сказок, преображенных ради сбережения от травм психики слушателей и читателей. Также есть немало сказок, известных именно в жутковатом, неприукрашенном виде – например, «Гензель и Гретель» и «Румпельштильцхен». А я хочу пожелать всем читателям только добрых сказок и, главное, сказочно доброй реальности!
Ринат Камалиев