Архивный текст 2019 года
Воспоминания из детства — это больше ощущения, чем упорядоченные картинки событий. Дворовый мальчишка рассказывает прибаутку о чёрной улице. Место действия, обстоятельства — всё давно стёрлось из памяти, но до сих поры живы ощущения физического страха и лёгкого благоговения перед мистической историей. Из детства помнится не сочинение «как я провёл зимние каникулы», а вкус снежинок, которые ловишь ртом, и то, как острее в тебя врезается ветер, когда летишь на санках с горы. Не бесконечная череда праздничных застолий с семьёй и их друзьями, а чувство радости от звука открывающейся бутылки любимого боржоми. Не будь детские воспоминания именно такими – осевшими на языке или кончиках пальцев, они бы, наверное, потеряли весь свой шарм.
Перед походом в театр я волновалась. Сюжет самой повести припоминался слабо, ведь мама читала мне эту книгу, когда я была совсем маленькой, но вот ощущения…
Я боялась, что волшебство разрушится, что на спектакле, будучи уже взрослой, не почувствую того же, что в детстве. Того лёгкого страха и одновременно жуткой заинтересованности в неизведанном и загадочном мире подземных жителей.
«Чёрная курица» Антония Погорельского — это история о мальчике Алеше, ученике петербургского пансиона, который однажды спасает Чернушку, дворовую черную курицу, от поварихи, а потом выясняет, что это и не курица вовсе, а сам министр подземного царства. В награду за спасение своего придворного Король обещает выполнить любое желание мальчика, но требует его никогда и никому не рассказывать о том, что он видел. В противном случае все жители подземелья будут вынуждены покинуть свои дома навсегда…
На закрытом занавесе изображена проекция — несколько цыплят клюют зерна. Фигурки непропорциональные, небрежные, словно нарисованы ребёнком. Зрительный зал наполнен детьми. Они суетятся, ёрзают на стульях и нетерпеливо тормошат родителей: «Мама, мама, когда начнётся?».
Вспоминаю себя, свои детские ощущения от книги и немного волнуюсь.
Когда гаснет свет и открывается декорация, первая ассоциация — старый телевизор. Большая часть сценического пространства погружена в темноту, и только в маленьком прямоугольнике в центре сцены одна другую сменяют чёрно-белые картинки. Голос «за кадром» начинает рассказ. Затем понемногу картинки расцвечиваются, прямоугольник растёт, и наконец появляются главные действующие лица.
Спектакль построен на смеси самых популярных театральных жанров для детей. Алёша (Виктор Панченко) все свободное время любит проводить в курятнике. Спрятавшиеся за ширмой актёры двигают забавные фигурки курочек, клюющих зерно. Куры, как солдатики, наклоняются синхронно, чем очень смешат зрительный зал.
Это кукольный театр.
Однажды в школу приезжает директор; у него такая огромная шляпа, что под её весом он еле стоит на ногах.
Учитель (Алексей Блохин) с супругой (Дарья Рощина) устраивают для директора праздничное застолье.
Мы не видим самих людей, обслуживающих гостей, — только их руки, которые манерно раскладывают салфетки, приносят исходящие паром яства и набивают табаком сигару.
Это элементы пантомимы.
У Алёши богатое воображение. Когда его одноклассники разъезжаются на каникулы по домам, он вынужден играть сам с собой. Мальчик изображает руками фигурки зверей, и они проецируются на стену увеличенными в десятикратном размере.
Это театр теней.
Все любимые детьми театральные жанры собраны воедино, чтобы вкупе со сказочными декорациями (художник Эмиль Капелюш) создать по-настоящему волшебную атмосферу спектакля.
Действие, происходящее в подземелье, больше похоже на сон или болезненный бред поражённого гриппом малыша, чем на правду. Чудно одетые подземные жители которые говорят на непонятном языке и играют на странных инструментах; загадочные старушки, которых нельзя будить, и китайские куклы, которым запрещено кланяться. Мелькающие огни, коварные рыцари, бунтующие крысы… Всё, что так манило и так ярко представлялось в детском воображении, оказалось воплощено в спектакле.
Обычно непоседливые ребята в течение обоих действий вели себя прилежно и не отрывали взгляд от сцены.
Для многих из них это, возможно, первая сказка не со счастливым концом. Алёша возгордился и совсем забыл, что нельзя раскрывать секрет подземного царства. Не зря предупреждала его Чернушка:
«Пороки обыкновенно входят в дверь. Выходят — в щелочку».
На этом моменте сидящая передо мной женщина легонько толкнула в бок своего сына: слушай, мол, это важно запомнить.
В финале спектакля детский голос за кадром читал трогательное стихотворение Алексея Константиновича Толстого (кстати, племянника Погорельского) «Лишь только один я останусь с собою». По всему залу многие взрослые зрители вытирали слёзы. Наверное, они, как и я, всё-таки ощутили весь спектр «детских» эмоций, дополнив его своим «взрослым» опытом.
К детскому восхищению мистикой добавилось взрослое осознание безысходности ситуации. Арестованный министр-Чернушка хоть и не пришёл на последнюю встречу с Алёшей в кандалах, как это было описано в книге, но выглядел безумно грустно и всем, конечно, было очень жаль его и других подземных жителей, покидающих свой дом навсегда.
Повесть Антония Погорельского — о том, что в жизни всегда приходится отвечать за свои поступки.
Спектакль Екатерины Половцевой — ещё и о том, что приходится иногда переживать грусть и расставание с близкими людьми, чтобы научиться по-настоящему их любить.
Ну и ещё немного о том, что даже будучи серьёзным, занятым и взрослым, ты всегда можешь снова окунуться в сказку и по-детски полнокровно её прочувствовать.
Дарья Кустова