Каждое новое поколение непохоже на предыдущее, что вполне закономерно. Но при нынешнем развитии науки и технологий может произойти так, что дети, которые появятся на свет через пару десятков лет, будут уже качественно другими. Этого, уверены футурологи всего мира, не избежать. Но какими именно они станут?
В России к ответу на этот вопрос подошли с научной тщательностью и создали форсайт-проект под названием «Детство». В нем расписано то, какими станут самые беззаботные годы человеческой жизни через двадцать лет и что необходимо сделать, чтобы превратить цветы жизни в цвет нации. Анализируя возможности будущего, эксперты создали сценарий детства, в котором, увы, может не остаться места для родителей.
Характер нордический, запрограммированный
Форсайт, отмечают социологи, отличается от банального прогноза тем, что предсказанные в нем события больше опираются на существующие статистику и факты, нежели на фантазию авторов. «Вот пример, — говорит президент Международной методологической ассоциации и главный идеолог проекта Сергей Попов, — уже сейчас понятно, что к 2016 году у нас будет в два раза меньше трудоспособного населения, чем в начале нулевых, а значит, восполнять его будут за счет трудовых мигрантов. Мы получим вариант, при котором они интегрируются в российское общество и именно за их счет произойдет омоложение нации. Это и есть форсайт — определение подобных развилок, поиск способов решения и составление на их основе дальнейших сценариев». Детство будущего в проекте описывалось в ходе консультаций с более чем сотней экспертов сферы образования, культуры, социологии, демографии, экономики, они выбирали наиболее вероятное направление в развилке событий, основанных на тех инновациях, с которыми мы имеем дело сейчас или которые войдут в нашу жизнь уже через несколько лет.
Принималось во внимание, например, такое научное достижение: в середине этого года группа ученых из Орегона начала работать над процедурой, которая позволит женщинам избежать передачи генетических заболеваний своим детям. Во время эксперимента американским генетикам удалось выделить из яйцеклетки макаки ДНК, исключить из него несколько вредоносных фрагментов и заменить их нормальными фрагментами из ДНК здоровой самки-донора. В результате от самки с патологией удалось получить здоровое потомство. Что из этого открытия может последовать?
Глава исследовательской группы доктор Шухрат Миталипов заявил, что проводить первые пробные операции на людях можно будет через два-три года, а значит, лет через десять зародышевая терапия вполне может стать распространенной процедурой, а там дойдет и до детей на заказ. Исходя из всего вышеперечисленного ученые не исключают, что «лепить поколение будущего» еще на эмбриональном уровне начнут массово и довольно скоро — как только утихнут споры по поводу этичности ситуации. Это может случиться уже к 2030 году, и тогда мамы-папы получат возможность конструировать из генов свое чадо.
О понятии «плохая наследственность» позабудут: если, скажем, оба родителя страдали избыточным весом, а все их существо бастовало против малейших физических нагрузок, у них все равно найдется возможность родить будущего атлета. Что уж говорить о цвете волос, глаз и даже о любви к овсянке на завтрак? Предпосылки к такому развитию событий — в открытиях генетиков, сделанных в наши дни.
Общие дети
В том, что дети в конечном итоге станут мало напоминать своих биологических родителей, вроде бы даже нет большой беды. Для нас, сегодняшних, удивительнее другая развилка — полное изменение представлений о семье как о стандартной ячейке общества. «Интеллектуальные и духовные связи сильнее, чем биологические, — говорит член Общественной палаты, директор Центра образования № 548 „Царицыно“ Ефим Рачевский. — Часто дети ходят в гости к другим детям еще и потому, что им интересно общаться с их родителями».
То, что уделять внимание духовному развитию ребенка надо с малых лет, понятно давно. Но в будущем забота о воспитании детей может лечь на плечи посторонних людей, которые ближе ребенку по духу. И потому, предполагают теоретики, уже через 10-15 лет мы столкнемся с многообразием форм семейной жизни, которое, впрочем, присутствует и сегодня. Например, в виде неполных семей или семей выходного дня. Вот только сейчас дети испытывают дискомфорт, поскольку не по своей вине выпадают за рамки нормы, то есть полной семьи. В будущем же нормой станет не только воспитание малыша одной мамой или одним папой, но и то, что ребенок в зависимости от собственных потребностей будет кочевать из семьи в семью. Например, при желании — жить с бабушкой и дедушкой, а то и вовсе с посторонним человеком, если с ним интереснее, комфортнее и безопаснее. Семейный кодекс будущего сможет учесть и такой сценарий, при котором ребенок при разводе своей биологической мамы пожелает остаться не с ней, а с отчимом.
А как же быть биологическим родителям, чтобы чадо не бросило их? Соответствовать. «У нас считают, что для того, чтобы проектировать мосты или делать операции, нужно учиться как минимум пять лет, — говорит художественный руководитель проекта „Смешарики“ и один из экспертов форсайт-проекта „Детство“ Анатолий Прохоров, — а воспитать ребенка — дело нехитрое. Однако право воспитывать детей тоже надо заработать. Доказать, что ты компетентен в этом вопросе. Родительство — это тоже профессия, причем одна из самых важных на земле».
Когда удастся создать курсы, а то и целые учебные заведения для пап и мам (а это, считают эксперты, неизбежно), не исключено, что профессия «родитель» будет указываться в трудовой книжке, а настоящие профи будут получать полноценную зарплату. Первый шаг на этом пути уже сделан: в марте прошлого года в Совете Федерации рассматривали предложение, согласно которому многодетные домохозяйки смогут получать зарплату, а им самим будет начисляться трудовой стаж. Осталось оформить и закрепить это законодательно.
Сам себе учитель
И, конечно, говорят авторы форсайта, учить детей тоже станут по-другому. Причем с самого рождения. На Западе уже разрабатываются программы обучения от 0 до 5 лет с тем прицелом, чтобы в три года малыш понимал, как пользоваться компьютером, пусть и детским. Ведь в будущем весь образовательный процесс может уйти в виртуальное пространство. Больше никаких любимчиков класса и постоянных изгоев! В самой утопичной версии футурологов на смену реальным школам и институтам придут виртуальные. Ученики получат доступ к обучению 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, смогут постигать индивидуальные программы и находить преподавателей по всему миру. С языковым барьером легко справятся встроенные переводчики. Уже сейчас они переводят целые сайты, пусть и не совсем корректно. Но уже через несколько лет научатся справляться с малейшими языковыми нюансами. А вместе с языковыми барьерами падут и образовательные.
Опыт дистанционного образования есть и сейчас, но используется в основном как вспомогательный инструмент для тех детей, у которых нет возможности посещать школу или заниматься с репетиторами. «Мы подключаем к программе дистанционного образования и детей-сирот, и детей из многодетных семей, — говорит президент благотворительного фонда „Кто, если не Я?“ Ольга Рейман, — обучение ведется в полном соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, а к работе с программой привлечены лучшие педагоги и психологи. Главный минус, увы, заключается в том, что программа получается дорогостоящей. Насколько нам известно, количество школьников, проходящих дистанционное образование, составляет менее одного процента».
Сегодня затраты — 30 тысяч рублей в месяц на ребенка, включая работу куратора, который дистанционно следит за успехами ребенка и корректирует процесс его обучения. Но если прекратить финансировать школы, их «коммуналку»? Да и учителей понадобится меньше. Конечно, образование без границ даст ребенку возможность проявлять индивидуальность и еще на очень ранних стадиях обучения выяснить, кто же он — физик или лирик. Сами преподаватели такую перспективу считают призрачной и не верят, что компьютеры могут заменить классы. Но когда-то люди не верили, что опустеют читальные залы библиотек...
Скажи, кто твой друг
На тот случай, если школа все же канет в прошлое, развивать навыки общения с ровесниками детям поможет... робот-ребенок. Когда японские специалисты в начале нулевых создавали первые подобные механизмы, их упрекали в том, что заигрывание с техникой приведет к тому, что машины вытеснят детей реальных. Теперь робот-ребенок вполне может стать тренажером по развитию социальных навыков. Основное общение переместится в виртуальное пространство, где дети будут не просто общаться, играть в разные игры, но и учить друг друга. «Уже есть прецеденты, когда девятилетний ребенок в США даже зарабатывал деньги, читая лекции, — говорит Анатолий Прохоров. — В будущем, когда дети будут знакомиться с высокими технологиями с трехлетнего возраста, девятилетний ребенок вполне сможет давать консультации по оригами семилетнему».
Не исключено, что в дальнейшем такого рода консультации приведут к появлению в детском общении формы товарно-денежных отношений, где потребитель услуги будет платить ее создателю столько, сколько считает нужным. Примеры подобного подхода к продаже интеллектуальной собственности есть и сейчас. Все это будет восприниматься как игра, где дети подражают взрослым так же, как сегодня копируют их, сражаясь в войнушку или затеяв дочки-матери. Правда, играть будут не в реальном поле, а в информационном, но к тому времени грань между реальностью и виртуалом уже давно сотрется.
Все это, уверены эксперты, приведет к гармоничному взрослению, а вступать во взрослую жизнь дети будущего станут по способностям, а не с получением паспорта или выпускным в одиннадцатом классе, как это принято считать. Правда, при таком подходе возрастной ценз взросления может растянуться на срок от 10 до 30 лет. И родители тут почти ничего сделать не смогут... Тем более что их никто и не спросит.
Другая ветвь
При реализации таких сценариев, обещают нам в форсайт-проекте, мы получим поколение, которое не просто будет чувствовать себя комфортно в информационном обществе, но и заткнет за пояс своих современников из других стран. А значит, в эру высоких технологий именно оно будет задавать тон и вести за собой менее продвинутые массы. В противном случае мы окажемся на задворках и по вине непрозорливых нынешних взрослых пойдем на поводу у более развитых в техническом и интеллектуальном плане цивилизаций. На их фоне мы будем выглядеть диким племенем из индустриальных джунглей. Это все равно, как если бы в эру покорения космоса мы не строили ракеты, а говорили о том, что Земля стоит на трех китах.
Вот только нынешние подростки, которых в принципе можно назвать первыми детьми высоких технологий, на будущих лидеров почему-то не тянут. И вообще их, редко выходящих из виртуала, отличает общая отстраненность от чего бы то ни было реального и скупость реакций на окружающий мир. Они готовы потреблять, в том числе и информацию, но никак не создавать ее. В виртуальном пространстве они, может быть, и достигают неимоверных вершин, но верни их в реал, и окажется, что толку от таких продвинутых пользователей мало. До абсурда эту идею еще в конце девяностых довели создатели фильма «Матрица». И самое интересное в нем даже не то, что искусственный разум поработил человечество, а то, куда двинутся люди, если вырубится электричество и информационно-виртуальное поле схлопнется. Схему действий на такой случай — когда человечество будет вынуждено выбрать неблагоприятную ветвь развилки — тоже стоило бы предусмотреть. Но это, конечно, был бы уже совсем другой форсайт-проект.
Максим Морозов