Как я уже говорил ранее – я не столь хорошо знаком с творчеством Коэнов. И перед тем, как пойти в кинотеатр на «Да здравствует Цезарь!», я решил всё-таки немного повременить и некоторые пробелы восполнить. Посмотрел, можно сказать, классическую ленту «Большой Лебовски», ну, и освежил в памяти уже виденного ранее «Бартона Финка». Пока маловато, но ждать с «Цезарем» уже не было никаких сил.
Конечно, я ожидал увидеть что-нибудь вроде «Лебовски», но увидел нечто наподобие «Финка». «Цезарь» - странное кино. Начнём с того, что при наличии внятной, неразмытой, неабстрактной сюжетной линии, сюжет всё равно кажется невнятным и смутным. Когорта «первоклассных» актёров, что лишний раз поднимают рейтинг фильма ещё до его выхода на экраны – работает в полсилы. Целая галерея замечательно прописанных, харизматичных, притягивающих взгляд и ум персонажей – работает в треть силы. Просто все они появляются эпизодически и тут же исчезают. Даже более-менее похожие на «главных героев» - тоже являются нам эпизодически. Ещё чуть-чуть и фильм был бы похож на сборник новелл «вокруг и около Голливуда».
Тонкий юмор, часто граничащий с бьющий за края иронией и фарсом, делает и без того неуловимый сюжет еще и не слишком «взаправдашним». Так: зарисовки, анекдоты, притчи…
Да ещё и эта слишком уже зачастившая в последние годы тема «о, наш Голливуд». В этом русле, конечно, довольно часто выходит стоящее кино, но, согласитесь, в плане тем хотелось бы и разнообразия. Я, например, уже сомневаюсь, хочу ли посмотреть фильм «Джамбо», потому что ожидаю увидеть там то же самое.
Это на первый взгляд.
На второй же: среди фарсового юмора подчас проблескивает что-то воистину нужное, драгоценное, не только касаемо кино. Серьёзное. Может быть, вопрос веры? Знаменитый (я видел, уже об этом писали) эпизод со съёмок «божественного явления», где ключевой кадр заменили аляповатой надписью «явление ещё не сняли». Фигура главного героя. Да, к нему не успеваешь привыкнуть. Он не становится слишком близким зрителю, своим, родным. Но в некоторых (немногочисленных, скажем так) драматических ситуациях – он впечатляет: решимостью, любовью к своему делу, возможно, иррациональной любовью и пониманием, насколько эта любовь иррациональна. Умеренной жёсткостью, суровым нравом и… кроткостью.
Ну, а некоторые эпизоды просто стоят того, чтобы их посмотреть. Безотносительно морали, смысла, развития истории. Конечно, мне запомнились ужасные похитители инфантильного Юлия Цезаря – сценаристы-коммунисты, обманутые «капиталистическими боссами». Или внезапный танцевальный номер от кино-морячков. Или, мелькнувший на мгновенье, изрядно растолстевший Джона Хилл.
Так или иначе, я не жалею о потраченном времени, но… вряд ли буду пересматривать этот фильм снова. Мне он показался замечательным, прекрасным, талантливым, но… проходным. Странное сочетание, не правда ли?