Этот сериал, не совру, я ждал ещё до того, как узнал, что кто-то и вовсе собирается его снимать. Помнится, случайно попался на глаза роман Кинга, и спустя много лет (любимый в детстве писатель, от которого меня планомерно отучил Литературный институт) я ушёл в чтение с головой, вынырнув лишь через пару суток. Помню и своё разочарование от сериала «Под куполом». И опасения, что новый сериал будет таким же невероятным провалом, как и предыдущий. Но всё равно – любопытство подъедало!
Нет, это ещё не расправа над маньяком, но психологически герой уже готов
Причиной любопытства был, конечно же, необычный сюжет самого романа. Да. Всё та же история с путешествиями во времени. Да, странная такая, беллетристическая цель – предотвратить убийство президента Кеннеди, мол, для мира и процветания на всей земле. Но: Во-первых, путешествовать можно только в один определённый день в одно определённое место. Учитывая, что время – на несколько лет до, собственно, убийства, то и для его предотвращения нужно ведь как-то дожить. Во-вторых, «перезагрузка». Всякий раз входя в «кротовью» нору и выходя из неё в «настоящее», герой попадает в то настоящее, которое сам создал своим последним визитом в прошлое. Но стоит зайти в нору ещё раз, как все изменения сбрасываются.
Эти два обстоятельства придали повествованию ни с чем не сравнимый шарм. Представьте себе: вы обычный человек, вы один на один с прошлым, вам никто не поможет, вы никого не знаете, вас никто не знает, вам нужно не только прожить как-то несколько лет, вам нужно совершить свое дело с идеальной точностью, без единой промашки – иначе провал и придется начинать сначала. На это могут уйти годы и годы жизни путешественника во времени, в то время как в современности не пройдет и пары минут. Фактически, герой пускается в неизвестное. Даже не зная, к чему на самом деле могут привести результаты его действий. Второй момент в повествовании очень хорошо развился через первый акт – герой, не рискуя с головой окунаться в прошлое и начинать там «долгую счастливую жизнь» решает поэкспериментировать на чём-нибудь менее глобальном. Один его пожилой знакомый в детстве пережил страшное – отец зарубил всю семью (о, типичная Кинговская ситуация!). Случилось это как раз в том времени, куда всех и отправляет кротовья нора. Герой пытается познакомиться с будущим убийцей, совершает ошибку за ошибкой, кого-то спасает, кого-то нет, жуткий стресс, расшатанные нервы – и вот, новая попытка, потом ещё, потом наконец, испробовав все варианты, герой действует разрубает гордиев узел просто – просто застреливает будущего убийцу, да так, чтобы еще его самого ни в чем не заподозрили. Так ведь рано после этого идти спасать Кеннеди! Нужно вернуться в настоящее и проверить, как на настоящем это спасение отразилось, и только потом возвращаться, попутно повторим тот «мелкий» подвиг точь-в-точь, как, мол, требует того совесть.
Герой вынужден работать в школе и, конечно же, влюбляется в учительницу. Возвращаться ли с ней в настоящее или позволить взять вверх оглушительной разнице в возрасте?
Не хочу судить о сериале с неблагодарной позиции «читавшего книгу». С экранизированными фильмами так часто случается – зрители разбиваются на два лагеря, причем одни чувствуют себя явно умнее других. Якобы только в книге был сокрыт какой-то настоящий смысл, а экранизация «всё испортила». Так, конечно, судить нельзя. Расхождения с сюжетом неизбежны, а главное: необходимо. Кино – совершенно иной вид искусства и требует иного. Банально, но факт. Иногда вместо расхождения мы получаем упрощение. И это тоже бывает не лишним. Но смотря что упрощать. И здесь я всё-таки позужу. Упрощение коснулось именно тех нюансов в книге, что и делали этот роман особенным, запоминающимся, а именно всего того, что я описал выше.
В экранизации герой просто узнает о существовании такой норы, просто «получает задание» и просто направляется вперед в прошлое совершать свою миссию. Никаких ошибок. Никаких возвращений. Совершенно прямая линия – спасти Кеннеди. А ведь линия спасения Кеннеди, пусть основная – но самая неинтересная в романе. Я упускаю из виду некоторый сериальный наивняк (куда ж без него), ведь он уже кажется не таким катастрофичным. Ну, например: если формулировка, что «прошлое сопротивляется» в книге был чем-то из разряда психологических ощущений, в сериале воплотилось в каком-то невероятном полтергейсте. Чуть герой хочет подобраться, пошпионить за одним из ключевых фигур в деле убийства Кеннеди – как на героя падают люстры, горящие официанты и так далее… позвонить отцу, который тогда ещё был младше сына – как в телефонную будку врезается автомобиль. И так далее. Забавно, но не дальше второй серии, где создатели забывают об этой фишке, что слишком бы утяжелило сюжет с «укрощением семейного маньяка».
Напарник недаром такой рассеянный: в книге этот человек встречался лишь раз и ненадолго, а здесь вдруг стал воплощением мыслей и рефлексий главного героя! Тяжелая роль!
Есть и другое, но пока оставим в стороне. Пока я видел лишь три серии и надеюсь на неожиданности. В книге оставался ещё достаточно сильный козырь в кульминации (не будем спойлерить!), а я всё думаю – как с этим козырем справятся сериальщики?
Ах да, конечно стоит отметить то, чем могут похвастать многие кинговские экранизации: удивительная атмосфера старой Америки. С этим справились на пять.