Помните старый анекдот? Гусары обсуждают, чем одарить боевого генерала: «Может, купим ему книгу?» — «Не-е-е, книга у него уже есть». В ближайшее время всякий рядовой читатель рискует получить генеральское звание: с развитием высоких технологий домашние библиотеки умещаются в одно-единственное цифровое устройство. Именно поэтому все больше homo legens отдают предпочтение электронным книгам (по-английски — eBook). Каждый пятый американец уже отказался от бумаги в пользу ридеров. Заокеанская издательская индустрия потеряла на этом порядка трех миллиардов долларов. А объем рынка электронных книг США и Японии в 2008 году составил 100 миллионов долларов. У нас в стране по традиции долго запрягают и доверять новым технологиям не спешат. От годового пирога отечественного книжного рынка — двух миллиардов долларов — «электронике» перепадают сущие крохи: 0,1-0,2 процента. В 2008 году объем продаж достиг всего 900 тысяч долларов. Однако в ближайшее время отечественный рынок оцифрованной литературы ждет настоящий прорыв.
Ридерз дайджест
Безусловные плюсы электронных книг очевидны: они компактны, но могут вместить в себя целую районную библиотеку — в зависимости от объема флэшки. Всеядны — потребляют любой текстовый формат. Удобны: можно регулировать размер шрифта. А главный минус, казалось бы, носит чисто эстетический характер: чтобы пользоваться таким девайсом, необходимо переломить собственный стереотип восприятия печатной продукции — стандартная книга внешне не слишком изменилась со времен Иоганна Гутенберга. Современное же устройство напоминает скорее прихоть автора фантастического фильма.
Вся проблема в том, что ридеры все еще относительно дороги. За качественный девайс покупателю придется выложить более 10 тысяч рублей. Высокий прайс обусловлен немалой стоимостью базовой технологии — так называемой электронной бумаги и электронных чернил. E-ink — это имитация привычной печати на бумаге. Оцифрованная страница точь-в-точь напоминает книжный лист и при этом практически не потребляет электроэнергию — может работать в положении «вкл» чуть ли не месяц. Правда, чтобы читать литературные perpetuum mobile под одеялом, все равно нужен фонарик: подсвечиваемый экран противоречит технологии электронных чернил.
Сегодня этой технологией владеет одна-единственная компания. Естественно, что монополист диктует свои правила и цены ударникам электронного труда. Крупнейшими мировыми компаниями, которые торгуют ридерами, считаются три — американская Amazon, японская Sony и... украинская PocketBook. Развиваются они более чем активно, достаточно сказать, что за последние два года один Amazon выпустил аж три модели ридера из популярной серии Amazon Kindle. И сумел «толкнуть» у себя более трех миллионов штук.
Так какой ридер лучше? При выборе в первую очередь нужно обращать внимание на качество «бумаги» и скорость перерисовки экрана — «пролистывания страниц». А вот сенсорный экран для электронного ридера — сомнительное достоинство: качество изображения на нем гораздо хуже. Полезной может оказаться способность ридера открывать тексты в разных форматах — особенно FB2, который широко распространен в отечественных электронных библиотеках. Без дополнительных функций, которыми сейчас «заряжены» многие современные модели, можно обойтись, но кому помешают встроенный музыкальный плеер, календарь, игры или возможность редактирования документов? В некоторых моделях доступны функции беспроводной передачи данных и просмотра интернет-страниц. Совсем недавно появились электронные книги с дополнительным цветным сенсорным экраном.
В московском метро можно встретить пассажиров с любым из существующих сегодня в мире ридеров. Однако популярные «читалки» Sony официально в Россию не поставляются. Не поставляется и пресловутый Amazon Kindle (хотя он, по слухам, уже на подходе). Приобрести эти устройства при желании можно — но из «чемоданных» поставок, с соответствующим уровнем поддержки и сервиса. Из мировых грандов официально продается лишь PocketBook; также доступны гаджеты от более мелких компаний. «Продажи ридеров в России пока не очень велики, и мешают не только высокие цены, — посетовал „Итогам“ гендиректор компании „Гранд“, дистрибьютора PocketBook, Андрей Коновалов. — Люди не знают этот продукт, а в розничных сетях не умеют его продавать. Для серьезного роста продаж нужен крупный игрок, готовый на инвестиции, PR, развитие канала сбыта». Но если наладить схему, американцев легко можно заткнуть за пояс. Ведь Россию недаром признают одной из самых читающих стран: по подсчетам экспертов, емкость нашего рынка — более шести миллионов ридеров. Роман Агафонов, директор по развитию интернет-бизнеса компании Softline, заявил «Итогам»: «Необходимо предложить пользователю устройство по справедливой цене 5-6 тысяч рублей и зарабатывать уже на сервисе, а не на продаже устройства для чтения». Эта бизнес-схема отнюдь не хитрое отечественное ноу-хау, а общемировая практика. Основные барыши приносят не девайсы, а непосредственно электронные тексты.
Автору! Автору!
Самый удачный пример такого бизнеса — американский Amazon. Его ридер Kindle позволяет не только читать тексты, но и загружать их из обширной электронной библиотеки той же компании. Цена одного цифрового романа на Amazon — 9,99 доллара (кажется, тьфу, однако в рублевом переводе сумма округляется до стоимости бестселлера в обычном магазине). Дело это выгодное и перспективное. Недавно в США состоялся опрос, согласно которому 81 процент респондентов приобретают цифровые издания чаще, чем бумажные. И уже понятно, что развивают электронный рынок компании, предоставляющие так называемые экосистемные сервисы — ридеры в одной упряжке с контентом (текстом).
У нас пока таких компаний нет вовсе. Появятся ли? Главная засада, подстерегающая отечественных текстопродавцов, таится в российском законодательстве, регулирующем авторское право. Ведь как действуют на американском электронном рынке? Сайт предоставляет площадь в аренду издательству или автору, обладающему всеми правами на данный текст. И торгуют себе в удовольствие, без всякой головной боли об авторском праве. Российский же сайт имеет право торговать, лишь заключив договор с правообладателем. Естественно, это приводит к неразберихе, при которой на этом базаре толкутся все кому не лень — и писатели, и издатели, и порталы. К тому же приходится отдельно покупать права на продажу именно электронного варианта. Гендиректор издательства «Астрель» (ИГ «АСТ») Юрий Дейкало рассказал «Итогам»: «Мы должны либо оговаривать продажу электронной книги в стандартном договоре с автором, либо заключать отдельный договор на цифровое издание. Этот процесс довольно трудоемок. Авторы не знают, что делать, куда бежать, чтобы выгоднее продавать электронные версии. А рынок так устроен, что любая книга через неделю после выхода оказывается на пиратском сайте».
Попробуйте вбить в поисковике название самого свежего романа, и тут же наткнетесь на бесплатную ссылку. Однако недавно многие пиратские библиотеки (пионером здесь была, конечно, знаменитая «Библиотека Мошкова») начали «отбеливаться». В 2007 году, например, несколько «диких» распространителей цифровых книг объединились в рамках проекта «ЛитРес» — онлайн-магазина, в котором книги продаются легально. В конце прошлого года на путь истинный встала и самая «пиратская» библиотека «Либрусек» с колоссальным ресурсом в 100 тысяч томов. А ведь до недавнего времени она была знаменита своим «Манифестом пиратов»: «Позиция авторов нас не волнует. Их личности тоже». Когда появилась возможность зарабатывать на контенте, права и позиции авторов сразу стали одним из главных приоритетов. Любой самый оголтелый бунтарский характер пасует перед реальными буржуазными ценностями. Сегодня бывшие пираты делают серьезную конкуренцию электронным подразделениям издательств. Мейджоры обращаются к автору, чтобы выкупить права на роман, а писатель, оказывается, уже договорился с другим интернет-порталом.
Тише едешь — круче будешь
Как бы громко это ни звучало, но уже можно сказать, что издательства и бывшие пираты затеяли настоящую войну. Так, Юрий Дейкало поделился с «Итогами» своей стратегией завоевания русскоязычного сегмента Всемирной паутины: «Мы понимаем, что рано или поздно электронные книги станут существенной частью рынка. У нас есть сайт Elkniga.ru, который занимается их продажей. Проект этот убыточный, мы в него пока только инвестируем. Главная задача на сегодняшний день — аккумулировать как можно больше прав на электронные книги». Библиотека Elkniga сейчас насчитывает 5 тысяч 353 цифровых текста. На сайте зарегистрировано 17 тысяч пользователей. Один из главных бумажных хитов «АСТ» «Утраченный символ» Дэна Брауна можно скачать за 84 рубля. Официальный бумажный вариант на Ozon обойдется в 339 рублей. В книжных палатках Браун, как самый кассовый автор, уходит за 470 рублей. К слову, если во всем остальном мире наибольшей популярностью пользуется специализированная литература — книги по финансам и бизнесу, — в России предпочтение отдают фантастике. По словам генерального директора «ЛитРес» Алексея Кузьмина, «у нас научные труды и методички в помощь студентам в электронный формат практически не переводятся».
Другой мейджор издательского бизнеса, «Эксмо», тоже делает успехи на ниве цифровой литературы. «Мы не только следим, но и фактически формируем рынок электронных книг, — заявил „Итогам“ директор по электронной коммерции „Эксмо“ Сергей Анурьев. — Начали заниматься их распространением в 2007 году и сейчас являемся игроком номер один среди издательств. У нас в ассортименте около девяти тысяч наименований, в том числе около 500 аудиокниг. Все ключевые партнеры, которые проявляют инициативу реализации на рынке, так или иначе обращаются к нам». «Эксмо» поставляет контент для «ЛитРес». А в прошлом году и вовсе пошли слухи, будто издательство купило этот бывший пиратский ресурс, — они, впрочем, пока не получили официального подтверждения. Помимо этого русскоязычный контент сервиса Google Books изначально формировался в тесном партнерстве с «Эксмо».
Анурьев оценивает емкость рынка в нынешнем его состоянии в 3-4 миллиона долларов: «Перспективы очень радужные. У нас в прошлом году объем продаж по этому направлению вырос в два раза. И за рубежом мы видим положительную динамику — этот год там вообще был определяющий. По отдель-ным издательствам рост составлял от 500 до 700 процентов за год. Надеюсь, до нас эта волна тоже докатится».
В некоторых странах электронные книги названы государственным приоритетом. Тайвань, например, выделил на развитие рынка национальных ридеров порядка 65 миллионов долларов. Чиновники ожидают выйти на уровень продаж в полтора миллиарда долларов. В России издательские группы, продавцы интернет-контента и ридеров вынуждены формировать и завоевывать рынок сами. Все чаяния связаны с официальным появлением на рынке ридеров последнего поколения. Юрий Дейкало уверен, что прорыву поспособствует новое устройство от Apple iPad. Мультимедийный широкоэкранный КПК, с которого удобно читать книги, увидел свет совсем недавно и спутал карты ветеранам рынка из Amazon и Sony. Пока дело до легальных продаж в России не дошло, суетятся все. Так, уже в этом году в ассортименте ридеров PocketBook появятся модели с поддержкой беспроводной передачи данных и, соответственно, возможностью прямой покупки и загрузки контента. Во втором квартале свой фирменный ридер планирует представить популярный российский интернет-магазин -"Ай-мобилко«. Рассматривает это направление и руководство проекта bookee.ru, единственного в России интернет-сервиса, который продает электронные книги с защитой от нелегального копирования и использования. В общем, рынок на пороге революции. Но пока не стоит бросаться за ридером в первый же магазин. Во-первых, велик риск напороться на «серое» устройство. А во-вторых, уже ясно, что в условиях высокого спроса и большого количества предложений ридеры начнут терять в своей запредельной стоимости. И тогда смело можно будет перефразировать старую поговорку: «eКнига — лучший подарок».
Андрей Ванденко