Премьера фильма «Дар» состоялась 3 июня 2018 года на 29-м кинофестивале «Кинотавр» в рамках конкурса дебютов. Режиссер: Михаил Кукушкин. В ролях: Алексей Колубков, Юрий Оборотов, Валерия Дергилева и другие.
Анатолий Сидоров – простой рабочий предпенсионного возраста, живущий в российской глубинке и работающий на заводе – неожиданно открывает в себе талант художника и становится сенсацией в мире современного искусства. Однако создание его шедевров происходит в очень интимный момент. На выставку его уринальной живописи слетаются ценители из Москвы, портреты хотят заказать себе крупные чиновники... Однако сам Анатолий ажиотажу не рад: он не уверен, что его работы - искусство, большие деньги его пугают, а уж перспектива, что о таком таланте узнают мужики с завода, и вовсе ужасает.
Режиссеру-дебютанту удалось снять очень смешную и при этом многослойную картину. В первую очередь это, конечно, комедия. Юмор хоть и интимный, но совершенно не натужный, не пошлый, а физиологический процесс создания шедевров, как и результат, не появляется в кадре, что лишний раз сохраняет магию фильма.
«Дар» - картина и о современном искусстве, и о конфликте отцов и детей (в нашем случае это аж три поколения семейства Сидоровых). Разный менталитет, разные подходы к жизни в целом, к зарабатыванию денег в частности. Анатолий – человек тяжелого физического труда, которому получение денег из искусства кажется недостойным. Его сын – неудачливый профессиональный художник, еле сводящий концы с концами, а внук – хоть порой и безответственный, но очень предприимчивый молодой человек. Взгляды троицы постоянно сталкиваются и меняются, в процессе рождая комичные ситуации.
У Михаила Кукушкина получилось настоящее семейное кино – о важности примирения и добрых отношений между родственниками. При этом оно, конечно, и о современном искусстве, поэтому на Энди Уорхола и других мэтров оно порой ссылается. Однако, если на вопросы, связанные с семейными ценностями и столкновением поколений, каждый имеет свое мнение, то об уринальной живописи, возможно, стоит поговорить отдельно. Так, Стивен Дедал, герой романов Джеймса Джойса, задавался вопросом, можно ли считать искусством изображение коровы, случайно высеченное на бревне в порыве ярости. Умберто Эко в своих лекциях по взаимоотношению автора и текста дал ответ. По его мнению, даже случайно полученный образ можно считать произведением искусства, если мы в состоянии представить себе, как авторский замысел привел к его созданию. Это простая формула, которая подходит для проверки всего современного искусства, а также того, что пытается им быть – от портретов уриной до знаменитого «туалет на ремонте» «Квартета И».
Павел Соломатин, Сочи, InterMedia