Вся семья шестилетней Анны погибает во время массового расстрела фашистами. Сама девочка чудом остается в живых – мать закрыла ее своим телом. Больше двух лет Анна прячется в нерабочем камине в здании немецкой комендатуры. Из своего укрытия она наблюдает за проходящей мимо жизнью, ожидая, когда же, наконец, деревню освободят от захватчиков.
Весь фильм держится на одном персонаже – остальные появляются в кадре редко, оставаясь глубоко второстепенными. Фильмы одного актера, конечно, уже не в новинку (вспомним, например, картины «127 часов», «Дикая», «Не угаснет надежда» или «Коллектор»), но, пожалуй, впервые единственную главную роль отдали ребенку – и, надо сказать, шестилетняя девочка справилась с такой ответственной задачей профессионально, на уровне опытных актеров.
Почти весь фильм - это наблюдения ребенка за адом Второй Мировой войны. Внутри камина у девочки есть свой собственный мир, вне его стен – совершенно другой, жестокий, переменчивый и опасный, в нем панский дом однажды становится школой, а школа – немецкой комендатурой. Люди приходят и уходят, сменяя друг друга, у каждого из них есть своя микроистория. Ночами Анна выходит в этот враждебный другой мир в поисках пропитания, а заодно и возможности побега.
«Война Анны» - глубоко гуманистический фильм о том, как человек старается сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях. Основное действие, увы, разворачивается под самый конец – когда Анна решается на активный протест против захватчиков. Все предыдущее действие, все детальное описание ее страданий и лишений, изображенное порой с излишним упоением, лишь готовит зрителей к тому моменту, когда Анна сама вступит в войну. Делает она это теми средствами, которые доступны простому ребенку, по-детски наивно, но при этом она выходит из этой войны победителем. Дом с камином перестает быть обычным домом с камином, каким-то самостоятельным миром, а действие в один момент разворачивается до размеров всей планеты. Ведь и проблемы, поднятые в фильме – войны, жестокость, страдания невинных, – это не проблемы конкретного дома или конкретного года. Это кровавые флажки и на нашей с вами, современной карте мира.
Павел Соломатин, Сочи, InterMedia