Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

День печати

Кажется, никто из нашей славной пятерки в известные журналисты так и не вышел. Разве что скрылись под псевдонимами. К сожалению, мы давно разошлись, так и не наладив ничего вроде «встреч выпускников».

Но тогда были надежды. Мы учились, веря в себя, в свое будущее, и это как-то сочеталось с теми переменами, что шумели уже вовсю по стране.

Углубленно изучали русский язык. У нас была замечательная преподавательница — Татьяна Самойловна. Она особенно следила за тем, чтобы все ученики аккуратно вели конспекты. Кажется, она даже ставила за них оценки. За это многие ее недолюбливали, но потом сказали спасибо. Ее конспекты и доныне помогают мне в работе — и так, я уверен, скажут все, кто закончил ее курс. Слова благодарности.

А кроме русского языка и обязательного английского мы изучали… латынь. Как основу всех европейских языков. Считается, что освоившему латынь языки даются легче. Учили алфавит, читали «Гаудеамус» в оригинале: «Виват, академиа, виват, профессорес». Впрочем, все студенты знают свой классический гимн, не так ли?

А потом пошли потихоньку и спецпредметы. Сначала — всякие «введения в».

Введение в технологию полиграфии. Мы наконец узнали о том, как, собственно, печатаются книги, журналы, газеты, да все что угодно.

Как напечатать текст, рисунок, фотографию?

Нужна так называемая печатная форма — то, с чего, собственно, и ведется печать на бумаге или другом каком носителе. Она состоит из печатающих и пробельных элементов. Печатающие элементы — это те, на которых оказывается краска, попадающая потом на бумагу. Ясно ли значение пробельных элементов? Да, они заполняют место между печатающими, образуют пробелы между словами и строками.

Печатная форма может быть как составной (печатающие и пробельные элементы собираются воедино, как паззл, и закрепляются), так и единым целым. Сейчас уже никто — а может, я ошибаюсь, и в провинциальных типографиях все по-прежнему? — не связывает «детальки» воедино шпагатом, чтобы выложить их на печатный станок. Все печатники имеют дело с отлитым в металле или особой пластмассе так называемым стереотипом. Мы шутили над популярным в те годы лозунгом: «Ломать стереотипы». Политики и журналисты имели в виду: «не придерживаться закостенелых форм, подходить ко всему творчески». А мы смеялись.

Раньше всего человечество изобрело высокую печать. С ней все очень просто. Высокая печать — это та, при которой печатающие элементы, а иначе говоря, литеры, поднимаются над элементами пробельными.

На старых пишущих машинках на тех «молоточках», что ударяли по ленте, видны выпуклые буковки в зеркальном отображении. Вот принцип высокой печати. Но выпуклыми можно сделать не только буковки, но и линии рисунка. Есть много способов изготовить печатную форму для глубокой печати с рисунком. Самый древний — это резка по дереву. Самый популярный в старинной печати — травление, когда рисунок переносится на металлическую пластину, и его линии каким-либо образом защищаются от химического воздействия, а все остальное выжигается кислотой. Получается, что штрихи рисунка становятся выпуклыми.

Но как в этом случае передать полутона? Ведь печатная форма просто «прокатывается» валиком с краской, которая на все выпуклости подается равномерно. Не вручную же счищать ее с того места, где ее требуется меньше! Можно с этим смириться. Именно так в свое время и появился особый художественный жанр: гравюра. Однотонные линии, которые образуют изображение… Стало искусством, со своими великими мастерами.

Гравюра же и подсказала решение. Там, где штрихи гуще, изображение выглядит темнее. И был придуман так называемый растровый способ.

Изображение составляется из точек, между которыми разное расстояние. Чем гуще точки, тем картинка кажется темнее, и наоборот. Можно взять любую старую газету, 80-х годов и ранее, приглядеться к фотографиям… Да, это и есть растровый способ. Чем больше точек, чем они мельче — тем качественнее исходная печатная форма, тем лучше фотография.

Но это не всех удовлетворяло, и была придумана глубокая печать. Глубокая! Звучит загадочно. Но все достаточно просто.

Здесь печатающие элементы, наоборот ниже пробельных и представляют собой ямки различной глубины. Чем глубже ямка, тем больше попадет в нее краски, и наоборот. От этого меняется насыщенность цвета на оттиске. Так и передаются полутона.

А с поверхности печатной формы краска снималась особым ножом — так называемым ракелем. (Тогда как раз по телевидению пошли первые мексиканские сериалы, в которых женское имя Ракель было очень популярно.) Только глубокая печать раньше и позволяла создавать особо качественные изображения — например, репродукции картин. Все художественные альбомы в старину печатались именно этим способом.

Да, сейчас все это уже старина, история.

Высокую и глубокую печать вытеснил третий вид, который оказался самым прогрессивным.

Что можно придумать, кроме высокой и глубокой печати?

Печать плоскую.

И печатающие, и пробельные элементы отныне имеют одинаковую высоту. Точнее, не имеют оной.

Печатные формы для плоской печати выглядят очень красиво. Это гладкие золотистые пластины, на которых можно различить текст и иллюстрации в зеркальном виде.

Как делают эту красоту?

Многие, наверное, слышали такие слова, как офсет и фотонабор.

Фотонабор — это процесс изготовления так называемых фотоформ полос печатных изданий. Представьте себе газетную страницу, отпечатанную на прозрачном пластиковом листе. Это и есть фотоформа. А проще говоря — пленка. Она нужна для последующего изготовления тех самых красивых печатных форм. Эти пленки делают с помощью специальных фотонаборных машин — по существу больших принтеров, которые не печатают на бумаге, а проецируют буквы, знаки, различные изображения на большую фотопленку.

А потом с этой пленки делают особые фотографии. Не на фотобумагу, а на особо обработанные металлические пластины. Так и получают упомянутую выше красоту — печатную форму, на которой оказываются и текст, и иллюстрации. Она нужна для офсетной печати.

Офсетная печать — это когда краска с печатной формы переносится на какую-нибудь эластичную поверхность, а уже с нее — на бумагу или другой материал. Такой способ, на первый взгляд странный, сберегает печатную форму.

Ну а вся подготовка к печати, начиная от обработки рукописи, теперь ведется на компьютерах.

Ваш Роман Олегович Иванов

1151


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95