Родился 12 сентября 1944 года в местечке Черниковск Башкирской АССР, сейчас вошедшем в состав города Уфы в семье инженера-технолога и пианистки. После окончания войны семья переехала в Ленинград. С шести лет начал учиться играть на скрипке, поступил сначала в районную музыкальную школу, затем в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Вольнослушателем Спиваков посещал также школу живописи при Ленинградской академии художеств. В целях самозащиты начал заниматься боксом, получив впоследствии 2-й разряд.
В 1963 году Владимир Спиваков поступает в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по скрипке в класс Ю. И. Янкелевича. Ещё будучи студентом, он получает призовые места на международных конкурсах в Париже и Генуе (1965, 1967).
В 1969-м он едет на следующий Международный конкурс – в Монреаль (Канада) и возвращается с победоносным результатом – первой премией. В следующем году Спиваков становится лауреатом труднейшего в мире музыкального конкурса – имени П. И. Чайковского в Москве (вторая премия и серебряная медаль).
Спиваков получает направление в Московскую филармонию. Янкелевич, побывав на концерте своего ученика, сказал ему:
Ты знаешь, я почувствовал себя на концерте счастливым, потому что я увидел: ты больше во мне не нуждаешься.
Высок был авторитетный отзыв Д. Ойстраха:
Владимир Спиваков принадлежит к числу лучших молодых представителей советского исполнительского искусства, снискавших себе популярность и любовь среди любителей музыки многих стран. Его игру характеризует тонкое и глубокое понимание стиля исполняемых произведений, благородный вкус, безупречное виртуозное мастерство, яркий художественный темперамент.
1975-й стал годом блестящего дебюта Спивакова в США. Его выход с камерной программой в зале Линкольн-центра в Нью-Йорке произвел такой фурор, что даже после первого отделения (Соната до минор Бетховена) зал встал. Владимир Спиваков профессионально выступать на сцене в качестве солиста-скрипача. Его начали приглашать лучшие оркестры мира.
Вскоре Владимир Спиваков всерьез задумывается о специальности дирижера. Он не мог не замечать недостаточность скрипичного репертуара. В течение пяти лет он изучает дирижерское искусство, и в 1979 году дебютирует в США со всемирно известным Чикагским симфоническим оркестром на летнем фестивале в Равинии (1979).
В 1979-м году Спиваков собрал вокруг себя группу единомышленников, вместе с которой впоследствии начал гастролировать по городам Европы и Америки. Коллектив получил название «Виртуозы Москвы». Спиваков остается бессменным дирижером коллектива по сей день.
Среди творческих установок руководителя «Виртуозов» – и серьезность, благородство камерной музыки, и ее доступность, и желание помогать молодым талантам, предоставляя первоклассный аккомпанемент для их сольных выступлений. Его влекла возможность испробовать свои музыкальные силы в новом репертуаре. Диапазон музыкальных стилей охватил эпохи от ХVII до ХХ веков, страны – Европы и Америки, жанры – от церковного до развлекательного.
В 1999-м наступил важнейший поворот в творческой судьбе Спивакова: он стал постоянным дирижером не только камерного оркестра, но и симфонического. Руководитель «Виртуозов» принял предложение М.Плетнева стать главным дирижером Российского национального оркестра (РНО), независимого негосударственного коллектива.
Авторитет Спивакова в мире способствовал постоянным приглашениям его в жюри международных конкурсов разных стран, в частности тех, где некогда он сам завоевывал премии, – Генуя, Монреаль, Париж, конкурс им. Чайковского в Москве.
В январе 2003-го года Владимир Спиваков создал хорошо известный ныне Национальный филармонический оркестр России. В том же году занял пост президента Московского международного Дома музыки.
Этапным периодом для Спивакова как музыканта стала осень 2004 года, наступление 60-летия. Концерты со всей ясностью показали, что появился «новый Спиваков» – исполнитель сложнейших симфоний и даже авангардных опусов.
С 1994 года существует Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на поиск и всемерную поддержку юных талантов. Самым крупным и значимым проектом фонда является международный фестиваль «Москва встречает друзей».
Именем Маэстро названа малая планета Спиваков 5410 (1994).