«А у меня не усы, а усищи,
не лапы, а лапищи,
не зубы, а зубищи.
Вот она (ворона) маленько его и потрепала:
«Боле не хвастай!»Слова из сказки Алексея Толстого «Заяц-хваста»
Воспитывая Егора, я не замечала, как сильна в маленьких детях тяга к самоутверждению. Эта истина открылась мне во всей своей полноте только с ощутимым прибавлением в семье. Теперь изо дня в день я убеждаюсь, какие же дети - неисправимые хвастунишки.
— А мама мне вот что дала! – первым делом похвасталась Катя перед братом и сестрой, как только получила печенье.
— Я первый оделся! – с гордостью уведомил всех сияющий Петя, подбегая к входной двери.
Склонность к самохвальству, к возвеличиванию своего «я», своей личности за счет всякого другого лица (или даже предмета) свойственна огромному большинству малышей с самого раннего возраста.
К.И. Чуковский
Дети способны хвастать напропалую, буквально чем придется:
— Что-то все расчихались! – сетовала я.
— А я не чихаю! – тут же нашлась, как выделится среди заболевающих, младшая из двойняшек.
— Испугались? – поинтересовалась у малышни, закрывшейся в темном проходе.
— А мне не страшно! – превознесся сразу Петя.
— У тебя зубы жёлтые, а у меня белые! – с чувством превосходства выговаривала Варя Кате.
— У меня — три блинчика, а у тебя — всего два! – нехитрыми подсчётами Катя самоутвердилась за счёт Вари.
А с каким удовольствием дети бахвалятся!
— У меня 12 баллов! Это рекорд! – объявлял чрезвычайно довольный своими успехами Петя.
— Мама, ты обещала посмотреть, как я высоко прыгаю! – не унималась Варя.
— Мама, посмотри, как я бегаю! – тут же начал соревнование Петя.
— А я первый родился! – неожиданно присоединился к младшему брату пятнадцатилетний Егор. Сюрприз от первенца!
Впервые детская склонность самоутверждения за счёт других поразила меня, когда Петя соорудил из подушек и одеял что-то вроде горы для игр. Увидев это нагромождение, я сказала, что ему попадёт от папы, поэтому надо всё убрать на место. На что сын, нисколько не смутившись, заявил:
А я скажу, что это всё девочки наделали!
Затем произошло ещё более удивительное – Петя попросил сестрёнок сказать, что это они сделали. После чего Катя-союзница подошла ко мне со следующими словами:
Мама, прости нас, пожалуйста, это мы всё наделали! Мы больше так не будем.
И следом — Варя с точно такой же фразой. А когда пришёл папа, наш хитрюга первый подбежал к нему и доложил: «А девочки тут такое наделали!» Петя беспардонно свалил все на сестрёнок и обеспечил себе тем самым полный душевный комфорт. При помощи такой нехитрой махинации четырёхлетний ребенок оградил себя от грозящего ему выговора.
И это далеко не единственный случай, показывающий важную роль инстинкта самоутверждения в жизни детей. Например, на мой вопрос: «Кто разбросал игрушки?» маленькая троица стабильно отвечает хором: «Не я!» Можно подумать, что это простодушное лукавство. Но на самом деле дети обманывали меня, чтобы избежать возможного наказания, ущемляющего их эго.
Много времени и усилий стоит убедить малышей в том, что надо быть мужественными и уметь честно признавать свою вину или ошибки, не сваливая их ни на кого.
Для Пети всегда стыдно признаться в проигрыше. Мне запомнилось, как он однажды перед самым финишем, понимая, что проигрывает, твёрдо вознамерился переходить. И как не старалась, я не смогла побороть детский могучий инстинкт самоутверждения.
Я не подозревала, насколько сильна у детей жажда честолюбивых побед, насколько мучительно для них осознание своего неумения.
Чтобы проверить – выговаривает ли Варя букву «р», я попросила дочку произнести слово «рак». Она тут же воспользовалась уловкой, позволяющей скрыть от меня не очень хорошее произношение этой буквы, и ответила: «Мак!»
На мой вопрос Кате: «Чья ты дочка?», она не успела схитрить и ответила, как поняла: «Я дочка Катя». А вот Петя, присутствуя при разговоре, уже сообразил, как оградить от того же вопроса своё самолюбие. Он ловко отмахнулся: «Мы убираем ёлку!»
Занят важным делом. Не до глупых вопросов.
Дети хотят себя считать непременно умелыми и знающими. С каким нескрываемым самодовольством Петя поделился своим приобретенным ценным знанием:
Мама, а ты знаешь, что можно сделать квадратные блинчики! Я по телевизору видел!
А после прочтения очередной главы «Незнайки в солнечном городе» сын с горящим взором мне громко объявил:
Мама, я кажется понял, как вращающиеся дома строить! Ставишь их на круглые рельсы, и они по ним едут. А ещё рельсы можно прямыми сделать. И тогда можно куда-нибудь ехать. Ты спишь и едешь. И даже машина не нужна!
Я сначала хотела допытаться у сыночка, что делать в этом случае с соседями, которые, возможно, не хотят никуда ехать, но вспомнив про важную роль самолюбия в жизни ребёнка, не стала этого делать.
Ребёнку необходимо восхищаться своими мнимыми удачами и качествами.
Это песни самоутверждения и бахвальства, без которых ребенок — не ребенок, так как ему всегда необходима иллюзия, что он умнее, сильнее, храбрее других.
К.И. Чуковский
Недаром в детских книжках самые любимые наши герои – это Бибигон, Незнайка, Буратино, Карлсон, Мюнхгаузен – знаменитые хвастунишки и баловники.
Мария Кулыванова