Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Детишки-хвастунишки

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

«А у меня не усы, а усищи,
не лапы, а лапищи,
не зубы, а зубищи.
Вот она (ворона) маленько его и потрепала:
«Боле не хвастай!»

Слова из сказки Алексея Толстого «Заяц-хваста»

Воспитывая Егора, я не замечала, как сильна в маленьких детях тяга к самоутверждению. Эта истина открылась мне во всей своей полноте только с ощутимым прибавлением в семье. Теперь изо дня в день я убеждаюсь, какие же дети - неисправимые хвастунишки.

 

— А мама мне вот что дала! – первым делом похвасталась Катя перед братом и сестрой, как только получила печенье.

— Я первый оделся! – с гордостью уведомил всех сияющий Петя, подбегая к входной двери.

Склонность к самохвальству, к возвеличиванию своего «я», своей личности за счет всякого другого лица (или даже предмета) свойственна огромному большинству малышей с самого раннего возраста.

К.И. Чуковский

Дети способны хвастать напропалую, буквально чем придется:

— Что-то все расчихались! – сетовала я.

— А я не чихаю! – тут же нашлась, как выделится среди заболевающих, младшая из двойняшек.

— Испугались? – поинтересовалась у малышни, закрывшейся в темном проходе.

— А мне не страшно! – превознесся сразу Петя.

— У тебя зубы жёлтые, а у меня белые! – с чувством превосходства выговаривала Варя Кате.

— У меня — три блинчика, а у тебя — всего два! – нехитрыми подсчётами Катя самоутвердилась за счёт Вари.

А с каким удовольствием дети бахвалятся!

— У меня 12 баллов! Это рекорд! – объявлял чрезвычайно довольный своими успехами Петя.

— Мама, ты обещала посмотреть, как я высоко прыгаю! – не унималась Варя.

— Мама, посмотри, как я бегаю! – тут же начал соревнование Петя.

— А я первый родился! – неожиданно присоединился к младшему брату пятнадцатилетний Егор. Сюрприз от первенца!

Впервые детская склонность самоутверждения за счёт других поразила меня, когда Петя соорудил из подушек и одеял что-то вроде горы для игр. Увидев это нагромождение, я сказала, что ему попадёт от папы, поэтому надо всё убрать на место. На что сын, нисколько не смутившись, заявил:

А я скажу, что это всё девочки наделали!

Затем произошло ещё более удивительное – Петя попросил сестрёнок сказать, что это они сделали. После чего Катя-союзница подошла ко мне со следующими словами:

Мама, прости нас, пожалуйста, это мы всё наделали! Мы больше так не будем.

И следом — Варя с точно такой же фразой. А когда пришёл папа, наш хитрюга первый подбежал к нему и доложил: «А девочки тут такое наделали!» Петя беспардонно свалил все на сестрёнок и обеспечил себе тем самым полный душевный комфорт. При помощи такой нехитрой махинации четырёхлетний ребенок оградил себя от грозящего ему выговора.

И это далеко не единственный случай, показывающий важную роль инстинкта самоутверждения в жизни детей. Например, на мой вопрос: «Кто разбросал игрушки?» маленькая троица стабильно отвечает хором: «Не я!» Можно подумать, что это простодушное лукавство. Но на самом деле дети обманывали меня, чтобы избежать возможного наказания, ущемляющего их эго.

Много времени и усилий стоит убедить малышей в том, что надо быть мужественными и уметь честно признавать свою вину или ошибки, не сваливая их ни на кого.

Для Пети всегда стыдно признаться в проигрыше. Мне запомнилось, как он однажды перед самым финишем, понимая, что проигрывает, твёрдо вознамерился переходить. И как не старалась, я не смогла побороть детский могучий инстинкт самоутверждения.

Я не подозревала, насколько сильна у детей жажда честолюбивых побед, насколько мучительно для них осознание своего неумения.

Чтобы проверить – выговаривает ли Варя букву «р», я попросила дочку произнести слово «рак». Она тут же воспользовалась уловкой, позволяющей скрыть от меня не очень хорошее произношение этой буквы, и ответила: «Мак!»

На мой вопрос Кате: «Чья ты дочка?», она не успела схитрить и ответила, как поняла: «Я дочка Катя». А вот Петя, присутствуя при разговоре, уже сообразил, как оградить от того же вопроса своё самолюбие. Он ловко отмахнулся: «Мы убираем ёлку!»

Занят важным делом. Не до глупых вопросов.

Дети хотят себя считать непременно умелыми и знающими. С каким нескрываемым самодовольством Петя поделился своим приобретенным ценным знанием:

Мама, а ты знаешь, что можно сделать квадратные блинчики! Я по телевизору видел!

А после прочтения очередной главы «Незнайки в солнечном городе» сын с горящим взором мне громко объявил:

Мама, я кажется понял, как вращающиеся дома строить! Ставишь их на круглые рельсы, и они по ним едут. А ещё рельсы можно прямыми сделать. И тогда можно куда-нибудь ехать. Ты спишь и едешь. И даже машина не нужна! 

Я сначала хотела допытаться у сыночка, что делать в этом случае с соседями, которые, возможно, не хотят никуда ехать, но вспомнив про важную роль самолюбия в жизни ребёнка, не стала этого делать.

Ребёнку необходимо восхищаться своими мнимыми удачами и качествами.

Это песни самоутверждения и бахвальства, без которых ребенок — не ребенок, так как ему всегда необходима иллюзия, что он умнее, сильнее, храбрее других. 

К.И. Чуковский 

Недаром в детских книжках самые любимые наши герои – это Бибигон, Незнайка, Буратино, Карлсон, Мюнхгаузен – знаменитые хвастунишки и баловники.

Мария Кулыванова

317


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95