Мы с Петей, Катей и Варей задумали порадовать нашего папу-артиллериста – преподнести ему к Дню защитника Отечества подарок, сделанный собственными руками.
Самый любимый для моей малышни на сегодняшний день материал для создания чего-то нового – это пластилин. Для папы решили слепить «картинку-пластилинку» на праздничную тему — танк со звездой и флагом.
Расположившись поудобнее за столом, радостная детвора открыла новую большую коробку с пластилином. Ту же начался нешуточный спор из-за кусочков розового цвета. Его девочки предпочитают остальным цветам, и, хотя в коробке лежало несколько пластилиновых брусочков разных розовых оттенков, каждая хотела для себя побольше.
Пока ребятня распределяла пластилин на троих, я засомневалась — ведь розовый цвет не подходит для танка со красной звездой, а значит — детки сейчас вряд ли сразу включатся в работу…
Мои опасения оправдались. Каждый из малышей, получив свою долю пластилина, тут же активно приступил к самостоятельному занятию: Катя соорудила из пластилиновых брусочков домик и посадила в него розовую маму, Петя начал лепить трек, а Варя придумала для Катиной мамы малыша, лодку с мотором, лавочку и даже фонтан. На мой призыв: «А как же папин подарок?» поступил деловой ответ:
«Мы заняты!»
Варя при этом хвастала:
Это всё я такую красоту сделала!
В подобные минуты всегда вспоминаю слова Корнея Чуковского, который сетовал на хвастунишку Бибигона:
Я терпеть не могу хвастунов. Но как мне объяснить ему, что хвастаться стыдно? Впрочем, на днях случилось такое событие, которое должно хорошо проучить хвастунишку…
Бибигон нырнул с головой в чернильницу. И если бы не старуха Федосья, вытащившая его оттуда за волосы, бедняге пришёл бы капут.
Для Вари такое событие-урок не заставило себя долго ждать. Конструкция фонтана на глазах у всех неожиданно завалилась. Варя, конечно же, расстроилась.
Петя, принявший недавнее хвастовство сестры близко к сердцу, решил в этот момент взять реванш:
А я, когда лепил, всё тщательно продумывал, поэтому у меня ничего не сломалось!
Что же мне делать с моими неисправимыми хвастунишками!?
Мне ничего не оставалось, как приступить к пластилиновой аппликации в одиночку, лелея надежду, что детки всё-таки заинтересуются и постепенно подтянутся к нашей первоначальной задумке. Забегая вперед, скажу, что выбранная мною тактика оказалась в итоге успешной. Мои плутишки были заняты своим собственным делом, тем не менее я видела, что они одновременно наблюдают и за моими действиями. Этот факт воодушевлял.
Давно намеревалась познакомить детей с техникой пластилинографии (пластилиновой живописи), зная о её пользе еще с того времени, когда ею увлекался старший сын. Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Я нарисовала карандашом на картоне танк со звездой и флагом. Для начала решила использовать простейший приём - от красного пластилина отщипнула небольшие круглые кусочки и нанесла их, надавливая по контуру звезды. Затем таким ж образом заполнила её центр. В это время огорченная неудачей Варя переключила внимание на мои действия, и, заинтересовавшись, предложила помощь.
Теперь я не успевала отщипывать маленькие кусочки уже зелёного пластилина для себя и для Вари. Дочка самостоятельно выложила ими пушку.
Варино достижение не прошло незамеченным. Сестрёнка оставила свои интересы, пролезла под столом, села рядом со мной и тоже стала помогать.
Я дала ей кусочек черного пластилина, чтобы она выложила гусеничные колеса. У Кати, как всегда, вышло всё в своей неповторимой манере. Она отщипывала кусочки пластилина и не придавливала их, как я и Варя, а размазывала пальцем. Поразительно — это один из основных приёмов пластилиновой живописи.
Дочка интуитивно определила, что пластилином можно рисовать!
Катя вошла во вкус. Пока я возилась с красной полоской флага, она занялась голубой и белой – широкими быстрыми мазками нанесла на них пластилин (если присмотреться, можно наглядно убедиться, что красная секция выполнена в другой технике). Так увлеченная пластилиновой живописью Катюша завершила наше общее дело, чему я была несказанно рада. Уверена, что и наш папа тоже обрадуется оригинальному детскому творению.
P.S. Признаюсь, это была моя маленькая победа в понимании детской психологии. На собственном опыте я проверила, что, чтобы заинтересовать трёх-четырёхлетних непосед определенным делом, нужно проявить в первую очередь терпение, доброжелательность и свою собственную заинтересованность. Сегодня этот экзамен выдержан почти на отлично (Петя от своего дела так и не оторвался).
Катя с Варей помимо того, что приготовили подарок для папы, познакомились с пластилиновой живописью, потренировали мелкую моторику и развили немного больше старательности и активности.
Желаю и Вам новых творческих подходов в выборе подарков нашим замечательным папам, мужьям, братьям и дедушкам!
Мария Кулыванова