Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Детское кино для тех, кто позврослел

Милые мгновенья, Эрос и Танатос.

Вот я довольно часто обращаю Ваше внимание на жанр «ужасов» - не совсем из большой любви к этому жанру. А только потому что здесь и правда можно найти много поводов для интересных размышлений. Потому что этот жанра и вправду во многом вторичен, лучшие его представители – либо комедия, либо как и любая хорошая комедия, паразитируют на других жанрах.
Но есть еще один жанр, «не дающий покоя». Поджанр… тематическое направление… как ни называй, но это какая-то совершенно особенная ниша в кино и тут уж нельзя тот или иной фильм обозвать просто драмой, или, в некоторых случаях, - детским кино.
Фильмы о детстве. Меланхолические, либо же ностальгические, атмосферные фильмы о детстве. О взрослении. О призрачном времени. О чем-то навсегда ушедшем. О радости и свободе. О первой влюбленности? Не знаю. Здесь часто отсутствует хорошо закрученный сюжет, но его отсутствие зрители как-то прощают… А подчас и не замечают тоже. Такое кино позволяет и немного уйти от реальности и поворошить собственные воспоминания и прожить чудесный завораживающий опыт тех мгновений, которых у каждого человека не так-то много в жизни – всегда не хватает.


Первым будет знаменитый фильм Роба Райнера «Останься со мной». Это экранизированный роман Стивена Кинга – «Труп».
С темой смерти будут связаны и остальные фильмы в этом списке, как ни странно. Но здесь всё особенно прямолинейно, скажем так. Детство, как пора, при которой человек настолько же близок к «той стороне», как и при старости. Естественная детская заинтересованность в смерти. Естественное парность смерти и любви. Незабываемые первые знакомства с тем и другим. Хотя, конечно, насчет любви я поспешил. В «Трупе» для любви еще рановато. Пока только нормальная, дворово-пацанская дружба со всеми вытекающими. Насколько эта дружба важна? Насколько эти мгновения, кажущиеся важными сейчас, останутся таковыми в вечности? В какие стороны света разойдутся эти четверо друзей, вспомнят ли они друг о друге, о том, что их объединяло, хоть когда-нибудь? Вспомнят ли, черт возьми, о домике, да-да, об этом банальном домике на дереве, где можно рассматривать, ну, не знаю, порнографические журналы, а также курить сигареты и дуться в карты. А чего плохого? 

Классические типажи: самый уравновешенный из всех, складный, ладный, сентиментальный, робкий, гармоничный и добрый главный герой, его отрывистый приятель-хулиган с отчаянно-уголовными наклонностями, но с есенинским каким-то порывом в голове, третий – несколько отщепенец, слегка высокомерный, но вставший таким образом в оборонительную позицию – немного нерд, немного маньяк, очкарик, грезящий о военном героизме своего отца и желающий быть тоже – героем (а для этого нужно всенепременно встать перед надвигающимся поездом, например). 
И четвертый, что спешит, запыхаясь, на это дурацкое дерево, красный, полный, взволнованный, смешной – чтобы сказать: «Пацаны! Говорят…». А говорят, что где-то там, надо только совершить опасное и долгое путешествие, прямо в траве, никем не тронутый, лежит труп. Нужно идти. Нужно идти, чтобы дойти и ткнуть его палкой. 

 

«Девственницы-самоубийцы» Софии Кополлы - это уже другая пора. Она не менее… думаю, что она более интересна. Здесь тоже, что понятно и из названия, много чего соприкасается со смертью. Но главные герои – не те сияющие, прекрасные девы, а опять же нелепое пацанье, ребята, что пытаются с ними подружиться, либо даже подглядывают за ними… а ещё, затаив дыхание, читают их дневники. Прикасаясь к чему-то невероятном, непостижимому, притягательному.
Это фильм о свободе. При том, родители героинь обходятся с ними чересчур жестко, запрещая Всё. Тем более общение с мальчиками. Но свобода остаётся, не смотря даже на прискорбные обстоятельства – смерти одной из сестёр. – солнце светит сквозь листву, а юноши приезжают, чтобы танцевать и целоваться.

 

«Мост в Терабитию» Габор Чупо – один из фильмов подобного же жанра, который лично я не совсем понял. Здесь всё тот же ностальгический, терпко-знакомый и терпко-далекий коктейль. Загадочная девушка-соседка, с которой хочется дружить вечно, ради дружбы с которой хочется заснуть и проснуться вновь вон в том возрасте и вон в таких-то обстоятельствах. Опять же смерть, что представляют собой для главного героя переход из детства во взрослость. 
Но здесь и нечто совершенно лишнее. Сказочный, болезненно-сказочный мир, в который погружена героиня и в который она же увлекает главного героя – вполне себе нормально смотрится в таком сюжете и в такой атмосфере. Однако его становится слишком много, авторы ударяются в фэнтези, забывая о главном. Им слишком нравится показывать эту сказку во всей уже нереалистичной сложности и сомнительной красоте, когда как красиво ведь нечто другое. Красива дружба. Красивы мгновенья. А не монстры, с которыми герои сражаются и не феи, что помогают героям в этой иллюзорной войне.

 

712


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95