О детстве Иисуса Христа очень мало сказано в основных Евангелиях. За этим часто (особенно современные продолжатели Блаватской и Рерихов) видят большую тайну. Есть даже версия, что Иисус ходил в Тибет и там получил всю ту мудрость, которую он передал своим ученикам. Но это еще больший вымысел, чем сами Евангелия. Возможно, детство Иисуса не описано потому, что это просто не интересно. Ну, подумаешь, обычный мальчишка. Обыкновенное детство. Дело Толстого и Горького писать красиво о своём детстве. А добрая часть евангелистов были простыми неграмотными рыбаками (разве что Лука был врачом). Поэтому они пишут только о том, что считают важным в жизни Иисуса.
Можно привести два серьезных довода в пользу того, что никакого похода в Тибет не было.
Во-первых, это факт о том, что Иисус был обрезанным иудеем. Он постоянно посещал храм, учился в синагоге. И именно поэтому, и только поэтому ему по достижении 30 лет стало возможно проповедовать. Если бы он нёс какую-нибудь чушь, не соответствующую Библии, никто бы не допустил его проповедовать. Иисус постоянно ссылается на Ветхий завет. Он знает многие места наизусть.
Во-вторых, конечно, если бы Иисус не жил с родителями, уходил куда-то, это непременно как-нибудь отразилось бы и в Евангелиях, хотя бы от Иоанна. Что-то вроде: «Иисус уходил молиться и десять лет жил в затворничестве на горе Фавор...». Но ничего подобного в Библии нет, а верить, что позже эти места вырезали хитрые церковники, – бессмысленно. Зачем было бы это вырезать? С какой стати? Что плохого в том, что Иисус куда-то ходил и где-то учился. Эту версию мы можем смело отбросить как несостоятельную.
Самое интересное в жизни Иисуса Христа начинается по достижении им тридцати лет. Об этом и будем говорить.
Начнем мы, как это чаще всего и описывают, с Крещения Иисуса. Совершил его Иоанн, названный позже Крестителем (как раз за свою деятельность) или Предтечей – предшественником Иисуса. Это был очередной пророк (в Ветхом завете до рождества Иисуса их было несколько), жил он в пустыне, очень скромно питался, носил одежду из верблюжьей шерсти и имел массу поклонников и учеников. Он крестил всех, поливая водой ради очищения от всех грехов. И по евангельской истории Иисус пришел также к Иоанну и крестился у него. Причем сам факт не логичности этого события (христиане считают Иисуса безгрешным, а крещение Иоанна – это омовение от грехов) нисколько не смущает христиан. «Он сделал это, чтобы показать нам пример» - это самое распространенное объяснение этого события. Иоанн, кстати, - вероятно, реальный исторический персонаж. Упоминания Иоанна в книгах историка той эпохи Иосифа Флавия считаются оригинальными, не позднейшей вставкой христиан. Был ли Иисус у Иоанна, принимал ли крещение? По описаниям в Библии, Иоанн признал Иисуса грядущим царем и сказал ему, что сам бы должен был креститься у него. Дальше происходят, если верить Евангелиям, чудеса. «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк 3:21-22). Не буду комментировать эти события.
Скажу ещё об окончании жизни Иоанна Крестителя. Закончилась она сразу же после крещения Иисуса, в течение последующих сорока дней. Сразу же после крещения Иисус ушёл в пустыню на срок дней молиться и поститься, а Иоанн в это время арестовали и затем казнили. В христианстве есть целая история по этому поводу: про царя Ирода Антипа (сына Ирода Великого), который убил Иоанна по просьбе приемной дочери Саломеи. Она соблазнила его и потребовала за это голову Иоанна Крестителя. Так или иначе, проповедь свою Иисус начал уже после смерти Иоанна.
Кстати, тело Иоанна сейчас является величайшей святыней и при этом вызывает множество споров. Христиане любят поклоняться частям тела святых, целовать мёртвые кости, «мощи». И вот «мощи» Иоанна Крестителя – это, конечно, одна из важнейших святынь христианства. Беда в том, что его тело находится сразу в нескольких местах. К примеру, на обладание «той самой» головы Иоанна Крестителя претендуют сразу три места. Мусульмане уверены, что голова хранится у них, в мечети Омейядов в Дамаске. Католики говорят, что она в Римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Также голова есть во Франции, в Амьене, а ещё в одном из монастырей Армении. Вероятнее всего, ни одна из этих голов не является подлинной. То же самое происходит и с правой рукой Иоанна Крестителя. Та самая «десница» (правая рука по-церковнославянски), которую недавно привозили в Россию для поклонения – это всего лишь одна из «десниц», существующих в мире