В то время как убивали Иоанна Крестителя, Иисус находился в пустыне и постился там сорок дней. Кстати, именно это событие послужило прообразом Великого поста, который христиане держат весной. У нас традиционно Великий пост напрямую связан с Пасхой, но в реальности эти два события были разделены. Великий пост идет 40 дней, а после него начинается так называемая «страстная неделя», то есть неделя памяти страданий Христа. И именно она закачивается Пасхой – воскрешением Иисуса.
Уже в более поздней традиции эти два события слепили друг с другом. Даже с исторической точки зрения это неверно. Это два совершенно разных и по смыслу и по значению действия.
Также сорокадневный пост Иисуса в пустыне очень популярный образ в искусстве. Причем, как это ни странно, в русской культуре. Навскидку назову два самых ярких произведения искусства – это картина Ивана Крамского, которая хранится в Третьяковской галереи и Легенда о Великом Инквизиторе – отрывок из романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы».
Сюжет действительно интересный. Описан он в Евангелии от Луки и в Евангелии от Матфея. Марк лишь упоминает, что после крещения Иисус ушел в пустыню и был искушаем от демонов. Иоанн совсем опускает этот момент истории Иисуса.
Итак, в пустыне происходит диалог Иисуса с Сатаной. Ни больше ни меньше. И Сатана искушает Иисуса тремя разными способами. То, о чем позже в романе Достоевского говорит Великий Инквизитор – Христос-де избавился от этих искушений, а мы вернем их.
Потому что они нужны людям.
Так что это за три искушения?
Первое – это голод. «Преврати камни в хлеб», — говорит Сатана. Но Христос отвечает, что не хлебом единым жив человек.
Второй – это гордыней. «Если ты сын Божий», – говорит Сатана. – «Спрыгни с крыши здания и Ангелы понесут тебя». На что Иисус отвечает, что также написано не искушать Бога.
И третий – верой. Сатана предлагает служить ему, на это Иисус смело говорит: «Отойди, Сатана, одному Богу служи и только ему».
Не буду акцентировать внимание на логичности или правдоподобности данной истории – это было бы смешно и нелепо. Скорее всего, это некий христианский миф первых веков, который знали и который передавался из уст в уста.
Чуть подробнее остановлюсь на втором искушении. Интересен он тем, что здесь, в этом Евангельском отрывке, Сатана цитирует Библию. Девяностый псалом, чтение которого в православии, считается, защищает от бесов. И, кстати, если вдруг услышите мнение от верующих, что слово Божие отпугивает бесов и сатану, напомните им этот эпизод Евангелия.
Здесь приведен яркий пример перекидывания Библейскими цитатами. На одну цитату придумывается другая, противоположная – и это считается доказательством правоты. Примерно так и поступил Христос. Сатана говорит: «Бросайся, Ангелы понесут тебя, так написано в Библии». А Христос отвечает: «Нет, не искушай Бога, так тоже написано в Библии».
И эта занимательная игра может продолжаться до бесконечности, особенно если оба оппонента хорошо знают Библию.
В данном эпизоде Христос показывает яркий пример игры слов.
Так или иначе, эти сорок дней поста заканчиваются для Иисуса хорошо. И он возвращается на проповедь.