Еще одна грань "кино-жизни", о которой я, похоже, еще ни разу ничего не говорил, ни здесь, ни в "Набираем", ни в трансляции. Но ведь интересно! Хотите стать статистом?
Марк Максимов, редактор 1001.ru
Роль статистов в кино трудно переоценить: их вроде бы никто не замечает, но они просто необходимы для создания убедительной атмосферы в кадре. Каково это — участвовать в массовке и что есть сил цементировать задний план? С этим вопросом корреспондент КиноПоиска отправился на съемки сериала «Агата Рэйзин», чтобы исполнить роль бомжа.
Я всегда хотела работать в кино. Я перебралась в Великобританию почти четыре года назад, и мне казалось, что все двери тут наглухо закрыты, тем более, внешними данными я не блещу и никакими особыми талантами не наделена. Поэтому когда один друг посоветовал мне зарегистрироваться в кастинговом агентстве, я подняла его на смех — мол, где я, а где актерская карьера. Но он заверил меня, что в кинозвезды лезть совсем не обязательно — речь идет о съемках в массовке.
Статисты разные важны
К счастью, фильмам и сериалам нужны статисты с самой разной внешностью: симпатичные и не очень, стройные и в теле, пожилые и юные. Также ценятся различные навыки: например, при регистрации на сайте просят перечислить, умеете ли вы играть на гитаре, водить машину, стрелять из лука, танцевать сальсу и т.д. Никогда не знаешь, что из этого может пригодиться. А еще важно указать все свои параметры — от размера ноги до объема головы, а то на всех статистов костюмов не напасешься.
Чтобы было больше шансов на успех, лучше регистрироваться не в одном агентстве, а сразу в двух или трех, но важно, чтобы они работали именно в вашем регионе. И тогда они начинают бомбардировать вас разного рода предложениями, на которые надо реагировать очень быстро — статистов обычно требуется ограниченное количество. Причем как у инди-фильмов, так и у сериалов крупных телеканалов, требования к массовке довольно высокие, например: «Вас 20 человек, но надо сделать так, чтобы казалось, будто вас 200». Предложение могут прислать за два дня до съемок, а подтвердить ваше участие и вовсе за несколько часов. Если вы согласились, то сидите, ждите и ничего не планируйте на этот день. А если откажетесь от съемок в последний момент по любой, даже самой уважительной, причине, агентство вас забанит навечно.
Приятный бонус — за такую работу тоже платят. В моем регионе — юг Уэльса и западные графства Англии — статисты получают минимум 75 фунтов за полноценный рабочий день. Примерно столько же платят здесь официантам. Правда, в отличие от официантов, статистам не всегда приходится трудиться в поте лица: иногда достаточно просто ходить туда-сюда, а то и вовсе стоять и делать вид, что разговариваешь с соседом.
Чудеса трансформации
Моей первой работой в качестве статиста стал образ бомжа в сериале телеканала Sky «Агата Рэйзин». Главную роль в сериале исполняет Эшли Дженсен — по иронии судьбы, эта актриса прославилась благодаря шоу «Массовка», где солировала вместе с Рики Джервэйсом. В сюжет сериала нас не посветили, но в общих чертах рассказали о сценах, в которых нам предстояло поучаствовать.
«Агата Рэйзин» основан на серии смешных детективных романов М.С. Битон. В 2014 году Sky 1 уже выпустил отдельный телефильм по ее произведениям, все с теми же действующими лицами. Правда, позднее, когда канал дал добро на создание полноценного 8-серийного сезона, этот телефильм превратился в пилотный эпизод и одновременно рождественский спецвыпуск. Премьера непосредственно первого сезона состоится в июне 2016 года, и если в обычной ситуации мне было бы не очень интересно следить за судьбой этого проекта, сейчас я ревностно отслеживаю все новости о нем. Увидеть себя на полсекунды в кадре на британском телевидении — это ли не мечта!
«Агате Рэйзин» понадобилась группа бомжей для участия в сценах в лагере бездомных, где живет бывший муж главной героини. Съемки проходили в славном британском городе Бристоль, колыбели трип-хопа и родине отменного сомерсетского сидра. Нас и еще целую толпу «прохожих» завербовали на целый день. «Прохожим» повезло намного больше — им хотя бы не надо было брызгать краску себе на джинсы и засаливать гелем свежевымытые волосы.
Когда у производства ограниченные бюджеты, вас просят принести с собой подходящие для съемок вещи. Нетрудно догадаться, что мало кто из приличных людей обладает достойным гардеробом бомжа. Тем не менее некоторые из статистов прибыли во всеоружии: один мужчина, например, надел штаны и толстовку, в которых он за день до этого красил дом. Нас попросили принести с собой много разной одежды, шапки-шарфы-перчатки и высокие ботинки для хайкинга.
Я честно выполнила все условия, но из всей моей одежды костюмершу устроили только лишь ботинки и потрепанные джинсы, которые она к тому же обильно облила «загрязняющей» краской. После этого она напялила на меня мохнатый свитер, предварительно отрезав от него этикетку — если бы я не знала, что он новый, точно подумала, что его сняли с бродяги. Далее мне выдали огромную мужскую куртку с капюшоном и отправили к гримерам, чтобы те загрязнили мне волосы и кожу. В кресле гримера я провела добрых полчаса, как будто меня готовили для крупного плана. Казалось бы, к чему столько усилий ради обычного статиста, на которого даже свет ни разу не упадет? Или все же упадет?
Вредная работа
Все наши сцены снимались под мостом в центре Бристоля. Над локацией декораторы потрудились что надо: колонны, на которых держится мост, раскрасили в яркие цвета и заклеили под завязку фальшивыми плакатами. На земле валялись грязные на вид матрасы, искусно состаренные и замусоленные реквизиторами при помощи баллончиков с краской. У колонн громоздились ветронепроницаемые укрытия, сколоченные из деревянных ящиков — их занимали самые высокопоставленные бомжи, а те, кому повезло меньше, разместились в картонных коробках.
Неподалеку стояла тележка из супермаркета, набитая всяким хламом, в груде газет валялась гитара без половины струн, а большие металлические бочки были приспособлены под обогреватели. Правда, внутри них были газовые горелки, и когда их включали, загорался настоящий огонь — теплый, но страшно вонючий. К концу вечерней смены, в ходе которой мне приходилось стоять и греться у одной из таких бочек, меня от этого запаха начало серьезно подташнивать. Я в шутку (на самом деле, нет) начала требовать у помощника режиссера прибавку за вредные условия труда, но он даже не улыбнулся в ответ.
В первой половине дня снимали сцену при участии звезды проекта Эшли Дженсен — по сценарию ее героиня Агата с друзьями должна была наведаться в логово бродяг в поисках бывшего мужа. Меня и еще трех других статистов усадили на застеленную одеялом деревянную скамейку в дальнем углу площадки и вручили нам собаку. Милая и дружелюбная дворняжка тоже была статистом — ее и двух ее «сожителей» на съемки привела хозяйка, которая подходила между дублями и давала своей питомице подозрительные спрессованные кубики коричневой массы, похожие на гашиш. «Это награда за ее труды», — загадочно поясняла собаковладелица, и тут же убегала, прежде чем мы успевали спросить, нельзя ли нам тоже получить какую-нибудь награду.
Мы сидели прямо по курсу от основной камеры, так что, скорее всего, наши призрачные силуэты будут видны в кадре на протяжении всей сцены. Нам еще повезло — мы просто общались и гладили покорную собачку, а вот другая наша коллега после команды «мотор» должна была тащить огромный, тяжеленный матрас между колоннами, валить его перед нами и сооружать себе постель из лохмотьев. А после команды «reset» (то есть вернуться в исходное положение) она безрадостно тащила свой матрас обратно — и так много раз.
Стратегической ошибкой и одновременно лучшим решением организаторов было устроить штаб-квартиру в соседнем пабе. Там нам позволяли греться, коротать время в паузах, и там же кормили и поили. Немая сцена: сидят себе в обеденный перерыв посетители паба, культурно уминают свой бизнес-ланч, пропускают по пинте крафтового пива, никого не трогают. И тут открывается дверь, и в помещение начинает тонкой струйкой, один за другим, вливаться толпа бомжей, вальсируя между столами и уверенно шагая в сторону туалета.
Художники у костра
За день на съемочной площадке удается завести знакомство с невероятно интересными людьми. И культурными. Никто не пристает к режиссеру и звездам с просьбой дать им реплику, не лезет в кадр, когда не просят, и не смотрит в камеру. Большинство из них либо безработные непризнанные гении, либо фрилансеры творческих профессий, у которых внезапно выдался свободный день.
Среди моих новых знакомых оказались: художница, которая выставляется в лондонских галереях, студент-мультипликатор, работающий на полставки в студии Aardman (она, к слову, тоже базируется в Бристоле), и вокалистка местной инди-группы, ожидающая выпуска своего дебютного альбома. Один парень сидел и делал скетчи всех окружающих у себя в блокноте (детальный скетч лица занимал у него буквально пять минут), тут же вырывал листы и отдавал моделям. «Не жалко тебе так вот раздавать свои работы?» — спросила у него я. «Да разве ж это работы? Это я так, тренируюсь», — смутился
В какой-то момент меня и мою знакомую художницу попросили встать около бочки с огнем. Мы так увлеклись разговорами, что перестали следить за тем, что происходит на площадке. В итоге ко мне подошел очень напряженный помощник режиссера и попросил не жестикулировать так активно и вообще не болтать, а только шевелить губами. Ой, мы, оказывается, в кадре: надо подтянуться и сделать лицо потрагичнее.
Под конец дня, когда мы все утомились, замерзли и оголодали, нас осчастливили горячим тайским супом в пенопластовых стаканах. Мы подкрепились и решили, что сможем героически протянуть еще полночи, лишь бы нам заплатили за переработку. Но почти сразу же после этого помреж торжественно объявил «It’s a wrap!» (мол, всем спасибо, все свободны). Нас отвезли обратно на базу, забрали все ранее выданные предметы одежды, подписали расчетные листки и отпустили всех по домам.
После первой роли в массовке я вошла во вкус и быстро зарегистрировалась сразу в нескольких агентствах на 2016 год (членство надо обновлять ежегодно). С тех пор успела сыграть хиппи на музыкальном фестивале в инди-фильме «Доступ ко всем областям», посетителя супермаркета в рекламе Tesco и маму дошкольника за рулем автомобиля во втором сезоне сериала BBC Ordinary Lies. Пока ни одной реплики мне не досталось, но я уже на всякий случай подготовила победную оскаровскую речь. Мало ли что.
Заира Озова