В пучине беспроглядного хайпа культура всё чаще вызывает недоумение. Мейнстримные продукты творчества больше не хотят нас удивлять. Задача противоположная: стабильно доносить до потребителя заурядный музыкальный продукт, собранный из всем известных цитат и аллюзий. И вот мы уже все с удовольствием слушаем, как Моргенштерн съел деда.
Но как сделать культурный процесс более чистым и продуктивным? У меня есть на этот счёт своя теория.
Я далеко не ханжа. И, рассуждая о культуре и искусстве, я имею крепкое убеждение: свобода слова и пера незыблема,необходима для развития культуры и общества.
У всякого общества есть свои болезненные места, задевать которые творцам так или иначе чревато. Общество, как правило, хочет обезопасить себя цензурой. Как и прочие рыночные процессы, индустрию ни в коем случае нельзя корректировать вручную: ни с помощью цензуры, ни каким-либо иным образом. Однако свобода в этом понимании имеет сакральное значение для развития, в первую очередь, диалога между автором и аудиторией. Но именно факт подцензурности той или иной темы внушает творцу необходимость о ней говорить. Так это работало всегда. Цензура в творчестве никогда не приводила ни к каким результатам, кроме социальной брани и закрытости общества.
Ограничивая творца (следовательно, наоборот побуждая его нарушить запрет), общество делает невозможным внутренний диалог о своих болевых точках. Но в условиях незыблемости свободы слова у людей не останется другого выбора, кроме как вступать в здоровую полемику.
Такое возвышенное представление о свободе слова и о продуктивности её механизмов, конечно же, весьма идеалистическое. Воспевая свободу творчества, якобы стимулирующую культурный рост, я оптимистично уповаю, что невидимая рука рынка будет надлежащим образом сопутствовать культурному росту. А что если всё будет иначе, и отсутствие преград спровоцирует ещё большую деградацию?
Что ж, всё зависит, в первую очередь, от самого общества. Всё в наших руках.
Олег Зверев