Глубокая философия, наполнив собой лучшие фабулы советского кинематографа, сформулировала немало ярких художественных смыслов. В погоне за этими смыслами художники складывали и мультипликационные фильмы. К примеру, новогодняя сказка "Падал прошлогодний снег". Воздвигнутая на занятной философской концепции, мультипликация таит в себе особое очарование.
Всеми любимый мультфильм "Падал прошлогодний снег" был снят творческим объединением "Экран", известным по таким удачным работам, как экранизации "12 стульев" с Мироновым и фильму "Здравствуйте, я ваша тётя". Премьера мультипликационного фильма состоялась 31 декабря 1983 года. Казалось бы, с момента премьеры прошёл не такой уж большой срок, однако мультфильм уже успел стать новогодней классикой, любимой как детьми, так и взрослыми.
И это неспроста. Мало того, что мультфильм переносит нас в особую эстетическую вселенную "одной весьма пластилиновой местности", так он ещё и предлагает нам свою собственную моральную концепцию. Но обо всём по порядку.
По течению всего сюжета нас сопровождает обаятельный закадровый голос. Всё происходящее здесь – сказка, повествует которую этот голос. Однако, авторы фильма добавляют сюда иронию: сказочник как бы не держит "весьма пластилиновую местность" под контролем. Он хочет рассказать нам то про мужика, любящего арбузы, то про навечно прикованную кружку, однако необходимые пластилиновые детали то и дело убегают.
"То вроде лепится, а то не лепится..."
Эти кадры убеждают нас, что всё в этом мире имеет свою волю и лепится как хочет, невзирая ни на какие законы. Вот и кружку, прикованную к чему-то навечно, высвобождает какая-то сила. И кружки больше нигде не видно. Ни физики, ни логики в этом мире нет. Однако, есть что-то другое. Что же это?
Как только на экране появляется главный герой, зритель узнаёт: всё, что было до сего момента, было присказкой, и лишь теперь начинается сказка. Но и здесь закадровый голос не играет роль двигателя действия. Он выступает лишь в качестве внесценического наблюдателя и комментатора. На этом моменте я хотел бы заострить внимание: герой, который, как очевидно, является проекцией автора в сюжете, не является "богом-вершителем фабулы", однако несёт другую, на мой взгляд, более значимую авторскую функцию. Именно рассказчик в своих словах выражает ту моральную позицию, которая представляет собой посыл мультипликационного фильма.
Антагонистом главного героя является его жена, пославшая мужа в сказочный лес за ёлкой. При этом, как антагонист, она не становится врагом героя, однако она противостоит мужу, его безделью и прочим негативным чертам характера, она же в конце и определяет его несчастье. Однако, истинное зло в мультфильме представлено именно пороками мужика, по вине которых он так и не смог найти ёлку.
Сюжет сказки сложен из двух историй. Первая основана на фольклоре северных народов. Жадный и глупый мужик, увидев зайца, размечтался, как разбогатеет, но в итоге спугнул зверя и остался ни с чем. Здесь рассказчик то подыгрывает глупому мужичку, то открыто его высмеивает, а в итоге саркастическим голосом делает сокрушительный вывод:
"Ни ёлки, ни зайца!"
В заключении мужик приходит на мостик, с которого всё и началось, и отчаянно выбрасывает появившееся над ним слово "Конец" в озеро с криком:
"Концы в воду!"
Мы вновь имеем удовольствие лицезреть своеобразие пластилиновой вселенной. Пластилиновые буквы можно слепить в пластилиновый комок и бросить в пластилиновую воду: сюжет продолжится.
Вторая история, судя по всему, уже авторская. Строгая авторитетная жена вновь отправляет своего мужичка за ёлкой. Теперь в сказочном лесу мужичок набредает на избушку на курьих ножках. В ней герой находит волшебную палочку и использует её совершенно безграмотно и неискусно.
В агонии плутовского любопытства мужичок превращает себя то в одно, то в другое. Причём, каждый образ ироничнее другого. С течением времени мужичок наконец осознаёт, что не может вернуться к своему естественному облику. Не на шутку испугавшись, герой всё же возвращает своё пластилиновое существо в должный вид. С этим результатом он покидает сказочный лес, отвоевав у того своё, но так и не обретя в нём искомой ёлки.
Заканчивается мультфильм "Падал прошлогодний снег" на минорной ноте. Печальный мужичок, не допущенный домой, с понурым взором сидит всё на том же мосту. Закадровый голос дополняет развязку постсюжетым уточнением: третье путешествие мужичка в поисках новогоднего дерева будет успешным, однако произойдёт оно уже весной, и мужик отнесёт ель обратно.
Что же мы распознаём по ходу сюжета между строк рассказчика, если не его мудрое наблюдение о трагической смежности пластилинового мира и реального? Ведь даже в сей весьма сказочной местности, где лепится всё, что угодно, увы, не вылепить счастья. Не вылепить из пластилина и нового себя: стойкого, мудрого, положительного, достигающего точно поставленной цели. Можно, конечно же, вылепить ёлку, одну, другую, третью; — однако, как быть, если мрак хищнической сущности жадного человека не может быть удовлетворён ничем из предложенного?
Жадину бросает из стороны в сторону, даже в своих грёзах он не может определиться: всё ему мало. Не имея ещё ни желанного зайца, ни ёлки, жадный и косноязычный дурачок метит — ни больше ни меньше — в цари. Но и это, как выясняется, может наскучить, ведь что бы не трепало душеньку мужичка, всё ему —
"маловато будет!"
В итоге мужичок остаётся, как старики из сказки Пушкина, у того же разбитого корыта. Нет, он совсем не похож на грозную старуху из сказки о рыбаке и рыбке, однако, он очень похож на всех нас. Каждый из нас — кто-то больше, кто-то меньше — тот самый пластилиновый мужичок. Вовсе не злой и жестокий, даже не тянущий на мелкого пакостника — однако, отрицательный. И в первую очередь отрицательный для самого себя.
Как много мужик о себе думал, не видя и не слыша себя со стороны! Пока он утопал в нирване мечты, рассказчик тихонько посмеивался над его глупостью и косноязычием. В итоге — заяц убежал, ёлка не нашлась,жена не пустила на порог, всё разрушено. Тот же мост, над которым угасает вечер... Пластилиновые звёзды, недосягаемые небесные огоньки... Безмолвная ворона... Ничего и никого более. Только лишь прошлогодний снег, осыпающий мужичка, готов разделить с ним его одиночество.
Прошлогодний и уже давно обращённый в воду снег символизирует семантическую, эстетическую и духовную пустоту, которой исполнен главный герой. Не зря именно прошлогодний снег дарит имя мультфильму, ведь именно о его суррогатной, миражной природе и идёт речь. Из пластилина можно многое слепить, но не слепишь самого необходимого. Из прошлогоднего снега же не слепишь ничего, кроме тлена и разбитой мечты.
Олег Зверев