Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Утонуть в прошлогоднем снеге

Весьма пластилиновая философия

Глубокая философия, наполнив собой лучшие фабулы советского кинематографа, сформулировала немало ярких художественных смыслов. В погоне за этими смыслами художники складывали и мультипликационные фильмы. К примеру, новогодняя сказка "Падал прошлогодний снег". Воздвигнутая на занятной философской концепции, мультипликация таит в себе особое  очарование.

Всеми любимый мультфильм "Падал  прошлогодний снег" был снят творческим объединением "Экран", известным по таким удачным работам, как  экранизации "12  стульев" с Мироновым и фильму "Здравствуйте, я ваша тётя". Премьера мультипликационного фильма состоялась 31 декабря 1983 года. Казалось бы, с момента премьеры прошёл  не такой уж большой срок, однако мультфильм уже успел стать новогодней классикой, любимой как детьми, так  и взрослыми. 

И это неспроста. Мало того, что мультфильм переносит нас в особую эстетическую вселенную "одной весьма пластилиновой местности", так он ещё и предлагает  нам свою собственную моральную концепцию. Но обо всём по  порядку. 

По течению всего сюжета нас сопровождает обаятельный закадровый голос. Всё происходящее здесь – сказка, повествует которую этот голос. Однако, авторы фильма добавляют сюда иронию: сказочник как бы не держит "весьма пластилиновую местность" под контролем. Он хочет рассказать нам то про мужика, любящего арбузы, то про навечно прикованную кружку,  однако необходимые пластилиновые детали то и дело убегают. 

"То вроде лепится, а то не лепится..."

Эти кадры убеждают  нас, что  всё в этом мире имеет свою волю и лепится как хочет, невзирая ни на какие законы. Вот и кружку, прикованную к чему-то навечно,  высвобождает какая-то сила. И кружки больше нигде не видно. Ни физики, ни логики в этом мире нет. Однако, есть что-то другое. Что же это?

Как только на экране появляется главный  герой, зритель узнаёт: всё, что было до сего момента, было присказкой, и лишь теперь начинается сказка. Но и здесь закадровый голос не играет роль двигателя действия. Он выступает лишь в качестве внесценического наблюдателя и комментатора. На этом моменте я хотел бы заострить внимание: герой, который, как  очевидно,  является проекцией автора в сюжете, не является "богом-вершителем фабулы", однако несёт другую, на мой взгляд, более значимую авторскую функцию. Именно рассказчик в своих словах выражает ту моральную позицию, которая представляет собой посыл мультипликационного фильма. 

Антагонистом главного героя является его жена, пославшая мужа в сказочный лес за ёлкой. При этом, как антагонист, она не становится врагом героя, однако она противостоит мужу, его безделью и прочим негативным чертам характера, она же в конце и определяет его несчастье. Однако, истинное зло в мультфильме представлено именно  пороками мужика, по вине которых он так и не смог найти ёлку.

Сюжет сказки сложен из двух историй. Первая основана на  фольклоре северных народов. Жадный и глупый мужик, увидев зайца, размечтался, как разбогатеет, но в итоге спугнул зверя и остался ни с чем. Здесь рассказчик то подыгрывает глупому мужичку, то открыто его высмеивает, а в итоге саркастическим голосом делает сокрушительный вывод: 

"Ни ёлки, ни зайца!"

В заключении мужик приходит на мостик, с которого всё и началось, и отчаянно выбрасывает появившееся над ним слово "Конец" в озеро с криком:

"Концы в воду!" 

Мы вновь имеем удовольствие  лицезреть своеобразие пластилиновой вселенной. Пластилиновые буквы можно слепить в пластилиновый комок и бросить в пластилиновую воду:  сюжет продолжится. 

Вторая история, судя по всему, уже авторская. Строгая авторитетная жена вновь отправляет своего мужичка за ёлкой. Теперь в сказочном лесу  мужичок  набредает на избушку на курьих ножках. В ней герой находит волшебную палочку и использует её совершенно безграмотно и неискусно.

В агонии плутовского любопытства мужичок превращает себя то в одно, то в другое. Причём, каждый образ ироничнее другого. С течением времени  мужичок наконец осознаёт, что  не может  вернуться к своему естественному облику. Не на шутку испугавшись, герой всё же возвращает своё пластилиновое существо в должный вид. С этим результатом он покидает сказочный лес, отвоевав у того своё, но так и не обретя в нём искомой ёлки. 

Заканчивается мультфильм "Падал прошлогодний снег" на минорной ноте. Печальный мужичок, не допущенный домой, с понурым взором сидит всё на том же мосту. Закадровый голос дополняет развязку постсюжетым уточнением: третье путешествие мужичка  в поисках новогоднего дерева будет успешным, однако произойдёт оно  уже весной, и мужик  отнесёт ель обратно. 

Что же мы распознаём по  ходу сюжета между строк рассказчика, если не его мудрое наблюдение  о трагической смежности пластилинового мира  и реального? Ведь даже в сей весьма сказочной местности, где лепится всё, что угодно, увы, не  вылепить счастья. Не вылепить из пластилина и нового себя: стойкого, мудрого, положительного, достигающего точно поставленной цели.  Можно, конечно же, вылепить ёлку, одну, другую, третью; — однако, как быть, если мрак хищнической сущности жадного человека не может  быть удовлетворён ничем из предложенного? 

Жадину бросает из стороны в сторону, даже в своих грёзах он не  может определиться: всё ему мало. Не имея ещё ни желанного зайца, ни ёлки, жадный и косноязычный дурачок метит — ни больше ни меньше — в цари. Но и это, как выясняется, может наскучить, ведь что бы не трепало душеньку  мужичка, всё ему —

"маловато будет!"

В итоге мужичок остаётся, как старики из сказки Пушкина, у того же разбитого корыта. Нет, он совсем не похож на грозную старуху из сказки о рыбаке и рыбке, однако, он очень похож на всех нас. Каждый из нас — кто-то больше, кто-то меньше — тот самый пластилиновый мужичок. Вовсе не злой и жестокий, даже не тянущий на мелкого пакостника — однако, отрицательный. И в первую очередь отрицательный для самого себя.

Как много мужик о себе думал, не видя и не  слыша себя со стороны! Пока он утопал в нирване мечты, рассказчик тихонько посмеивался над его глупостью и косноязычием. В итоге — заяц убежал, ёлка не нашлась,жена не пустила на порог, всё разрушено. Тот же мост, над которым угасает вечер... Пластилиновые звёзды, недосягаемые небесные огоньки... Безмолвная ворона...  Ничего и никого более. Только лишь прошлогодний снег, осыпающий мужичка, готов разделить с ним его одиночество.

Прошлогодний и уже давно обращённый в воду снег символизирует семантическую, эстетическую и духовную пустоту, которой исполнен главный герой. Не зря именно прошлогодний снег дарит  имя мультфильму, ведь именно о его суррогатной, миражной природе и идёт речь. Из пластилина можно многое слепить, но не слепишь самого необходимого. Из прошлогоднего снега же не слепишь ничего, кроме тлена и разбитой мечты.

Олег Зверев

403


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95