Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Диагностика лжи

Диагностика лжи

«Истина всегда очевидна, когда её ставят у тебя под носом, и лупят дубинкой по голове, если ты пытаешься отвернуться.»
(Олистер Маклин)

«Нет, правды скрыть нельзя!
Полна случайностей опасной лжи стезя.»
(Мольер)

Каждый сталкивался с ситуацией, когда без уверенности в достоверности информации хотелось прервать разговор с собеседником и выяснить, почему возникло ощущение лжи, иногда важнее даже понять не «что», а «о чём» врут. Возможно, что-то настораживает Вас, но что именно, Вы понять не можете, почему и возникает ощущение тревожности. Скорее всего, Вы неосознанно уловили признаки неискренности собеседника. Иногда этого уже достаточно, чтобы начать анализ текстовой части разговора, и на нестыковках с ранее сказанным либо с полученной из другого источника информацией сделать заключение — по крайней мере, о неискренности собеседника.

Однако, привыкшего лгать человека не так легко поймать, особенно если он владеет хорошей памятью и какими-никакими мозгами. Всё же, есть некоторые приёмы, которые в совокупности позволят навскидку оценить искренность партнёра. Почему это работает? Да просто — мы созданы честными, и любой человек при вранье испытывает физический дискомфорт. Исключение составляют, конечно, лишь лица с явно выраженной патологией психологического порядка. Чем чаще человек врёт, тем меньшее неудовольствие испытывает, и даже начинает привыкать — ощущение того, что что-то внутри ломается, давно исчезло, но, тем не менее, он постарается, по возможности, уйти от ответа, либо ответить двусмысленно, либо вопросом на вопрос (самый тупой (ибо не требует работы мысли, но, к сожалению, вполне работающий приём)) — яркие примеры: «почему ты так думаешь?», «с чего ты взял?», «кто тебе это сказал», «и что дальше?»… и просто писк: «в чём ты меня подозреваешь??» (вариант: «Вы нас подозреваете?» Более мягко: «Вы нам не доверяете???!!» — в первый раз услышал такое, когда, на заре моей деятельности, просил у клиентов предоплату — в свою очередь, удивлялся и я: «Неужели Вам нужен доверчивый юрист??!!»,- скоро эта фраза стала признаком того, что с расчётом будут проблемы — те предприниматели и руководители фирм, которые нормально расплачивались и потому затем стали постоянными клиентами, такого вопроса не задавали никогда). Причём Вы можете случайно подойти к опасному моменту, и тогда Вас поразит неадекватная реакция на Ваши слова — иногда это бывает настолько грубо и не к месту, что разговор обрывается сам собой, однако следует понять, что человек побоялся вести беседу дальше — вспомните все слова, и попробуйте спрогнозировать дальнейшее возможное развитие разговора — возможно, Вы поймёте, к чему шел разговор, и, значит, вычислите, что именно (какую информацию) хотел спрятать другой.

Тем не менее, даже у тренированного лгуна непроизвольно возникают реакции организма на неправильное поведение, также, как непроизвольно ёжится кожа от холодной воды — попробуйте сознательным усилием убрать «мурашки». На первом месте стоит жест «рука к лицу» — проверяя на опыте рекомендации Алана Пиза (Язык жестов), столкнулся с его наиболее частым и легко обнаруживаемым проявлением; в общем же, при неблагоприятном развитии разговора, когда собеседник чувствует, что разговор приближается к моменту, когда придётся солгать, либо заскандалить, либо другим способом прекратить беседу, начинают проявляться признаки блокировки (жестовой защиты тела). Сначала посчитал, что автор утрирует, говоря о чтении намерений и отношении людей по беглому внешнему осмотру тела, но затем поразился, насколько явно люди разговаривают руками, мимикой… Особенно ярко это проявляется в судебном заседании.

Полезно последить за движением глаз. Если собеседник «отводит» глаза, а особенно пытается скрыть их за тёмными стёклами очков, постарайтесь заставить его снять очки и смотреть Вам прямо в глаза («В глаза смотреть!!!» — всем известный приём следователей… конечно, следует делать это более деликатно — например, привлечь внимание к движущемуся предмету — авторучке, документу, и т.п.). Если лгун будет вынужден держать прямой взгляд, станут заметны лихорадочные движения зрачков («бегающие глаза»). Есть очень интересный жест, отслеживаемый таможенниками при ожидании ответа на всем надоевший вопрос: «Оружие, наркотики…». На самом деле они прекрасно понимают, что ответ будет отрицательным в любом случае, а личный досмотр станут проводить, лишь если Ваши зрачки метнутся в правый нижний угол глаза.

Замедление речи — человек сначала прокручивает в голове правдивый вариант, и лишь затем решает, как следует солгать. Примерно, как, говоря на иностранном языке, сначала в голове возникает фраза на родном, и лишь затем переводится на чужой.

Смысловые признаки вранья: уже упоминавшиеся нестыковки с более достоверной информацией, либо иной версией, логические нарушения изложения.

Какую информацию следует изначально предположить достоверной? — полученную от заведомо незаинтересованного лица, непроизвольно высказанную (случайное не может быть ложным). Зеркальное наложение информации: один человек излагает ситуацию без прикрас, умалчивая лишь об именах, времени, и месте, другой участник тех же событий, так и не понявший, что произошло на самом деле, но которому нечего скрывать, рассказывает гораздо менее подробно, без каких-либо объяснений (их у него часто и нет), описывает лишь известные ему факты — в том числе и описания участников событий. Тексты при этом совпадают, как фрагменты сборных детских картинок. Бывает, что и обоим есть что скрывать, но ни один достоверно не знает версии другого. В уголовном производстве это находит применение в раздельных допросах перед очной ставкой. В гражданском — при допросе любого свидетеля всех остальных свидетелей удаляют из зала.

Широко применяемый специалистами метод «повторной беседы»: после изложения версии какого-либо события полученная информация фиксируется, и используется для сравнения с последующей. Память человека более способна сохранять образы… — каждый раз человек вынужден вспоминать правду, и это получается, но не всегда удаётся точно вспомнить, как именно солгал в прошлый раз, и лживые детали, прикрывающие истину, всегда будут различаться, как часто стираемые занавески на окне, за которым есть что прятать, — и тем указывать на прикрытие настоящих, не озвученных обстоятельств. Не бойтесь «придираться» к мелочам: именно они — важнейший показатель правдивости. Или её отсутствия.

Наводящие вопросы составляются заранее по наиболее слабым местам первой беседы, и корректируются по ходу второй… удобно прикинуться дурнем, с трудом вспоминающим прошлый разговор, и не помнящим детали его… слишком жёстко при этом напирать на нестыковки опасно — собеседник может «уйти в отказ» (слепое безмотивное отрицание любого логического довода и даже доказанного либо признанного факта) — просто он окажется в тупике, и, понимая, что правдоподобной лжи сочинить не сможет, укроется от разоблачения, как ребёнок под одеялом от ночных страхов, — закрыв голову, и не думая о торчащих ногах… — этим грешат иногда даже адвокаты, сильно напоминая своим поведением птицу страуса.

…И потому повторы фраз говорят о заученности, чего не бывает с правдивым изложением («Поскользнулся, упал, очнулся — гипс!»).

Следует помнить, что любая фраза, любой поступок могут иметь десяток толкований, и лишь при достаточно длительном общении, при повторах аналогичных ситуаций либо при возвращении к обсуждению оной следует последовательно исключать доказанно невозможные предположения, и, когда останется лишь одно объяснение, каким бы невероятным оно не выглядело, оно и будет истиной.

Хочется отметить, что все описанные, и многие другие приёмы диагностики лжи более полезны для установления истины, чем для уличения лжеца. Оно Вам надо? Во-первых, вы уже знаете его личные особенности неискреннего поведения, во-вторых — пусть думает, что Вас легко одурачить, Вам же проще.. Есть ещё доводы, но они могут Вас огорчить.

Опытный лжец знает все возможные приемы его разоблачения, и профессионально либо интуитивно будет им противостоять — то есть, высказанные здесь рекомендации не только неполны, но и не абсолютны: нарушения логичности изложения могут быть следствием как непроработки алиби, так и неполноты верной информации; а отсутствие деталей выявляет либо боязнь запутаться, либо нежелание говорить о неточно известном (слабо запомнившемся); и замедление речи может быть вызвано лишь ответственным отношением к своим словам в наиболее важных моментах разговора. …Слишком много факторов надлежит учитывать. Для тренировки задавайте вопросы, ответы на которые знаете и сами — и контролируйте реакцию. И даже набравшись опыта, никогда не принимайте решения на основании мнения — пока оно не станет знанием, и не проявляйте своего знания, пока не сможете его доказать. Потом Вас могут мучить мысли о недопустимом промедлении в разоблачении и последствиях такого промедления — но это лучше, чем прослыть не отвечающим за свои слова — и тем более лучше несправедливого обвинения человека.

Напоследок разрушим пару стереотипов, насаждаемых детективными фильмами. *Широкая «открытая» улыбка (+политики)… На самом деле искренняя улыбка характеризуется асимметричным сокращением лицевых мышц, зеркальным отражением выражения агрессии. *Возмущение обвинением «невиновного». Честный человек понимает, что попал в круг подозреваемых, и иногда сам об этом может сказать. Доказывание своей невиновности говорит о желании объективно, без эмоций, отвести от себя подозрения. *Непонятливость — мнимая…

Важно: неточность не всегда говорит об отсутствии правдивости. Участники одной и той же ситуации опишут её по разному даже без намерения солгать. Причин масса: разница в возрасте, интеллекте, внимательности, опыте, настроении, физическом состоянии, и много, много других. Максимум, что можно требовать от человека, это: говорить правду — то есть, излагать его личное восприятие истины, без сознательного её искажения. ,
октябрь 2002

Продолжение следует…

890


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95