На БФМ покажут полнометражный французский мультфильм "Большой злой лис и прочие сказки" Патрика Имбера и Бенжамена Реннера — три истории о нарисованных животных, все так или иначе рассказывающие о спасении, которое невозможно без веселой глупости
Господь любит дураков и смеется над существами излишне рациональными. Но есть нюанс: Господь любит добрых дураков. А злых сначала делает добрыми — и уж только потом перестает обижать. Собственно, "Большой злой лис и прочие сказки" Патрика Имбера и Бенжамена Реннера — как раз об этом. Для тех, кто понимает: Реннер — один из режиссеров "Эрнеста и Селестины", истории о дружбе мыши и медведя, тяготеющих к мелкому криминалу. Герои "Большого злого лиса" совершают преступления большого масштаба. Правда, стремятся, как правило, к добру.
Дело происходит на ферме в лесу, на ферме живут животные (люди — персонажи эпизодические, да и мало их). Но, хоть перед нами и ферма животных, никаких отсылок к Оруэллу не предполагается. Все животные разные, зато все счастливы, а три новеллы, составляющие фильм,— это спектакль из собственной жизни, который они разыгрывают перед зрителями.
Среди актеров — хозяйственный рационалист-свин, меланхоличный пес, большой злой лис, который, во-первых, маленький, во-вторых, не страшный (его бьют даже куры), а в-третьих — на самом деле добрый, хоть это и не сразу выясняется. И еще пара друзей, совершающих в стремлении помочь ближним и дальним разнообразные, иногда опасные безумства. "Эти два идиота", как называет их меланхоличный пес. Эти два идиота — кролик и утка, цитата, конечно, из "Looney Tunes", как тут не вспомнить Даффи Дака и Багза Банни. Но и не цитата, они ведь не американцы, а французы, и шутки, которые жизнь шутит над ними,— они, что ли, потоньше.
Все три истории — добрые, но без фальши, с ожидаемым, предсказуемым, неизбежным хеппи-эндом, который, однако, не раздражает. В первой кролик и утка берутся вместо покалеченного аиста доставить человеческого ребенка родителям. Угон сначала грузовика, а затем самолета — возможно, самые безопасные и невинные действия, которые они совершают в процессе. Мудрый свин пытается им помогать, но успех предприятию обеспечивает не свиная мудрость, а как раз веселая дурь. Все и для всех, разумеется, заканчивается, хорошо. Кроме разве что аиста, оказавшегося коварным проходимцем.
Центральная новелла — как раз про большого злого лиса, мелкого и нелепого неудачника, которого колотят наседки. Друг-волк, по-настоящему большой и злой, пытается превратить лиса в хищника, но без успеха. Потому что лис — вовсе не злой. Лис становится своим парнем в курятнике, зато волка куры тоже начинают методично бить ближе к финалу. Французская курица — опасная птица, особенно после курсов самообороны.
Третья сказка начинается с убийства. Пока свин и пес смеются над детской верой двух местных дурачков в Деда Мороза, они, сломав пластмассовую куклу, решают, что Деда Мороза убили. Прикапывают у забора труп и понимают: чтобы праздник состоялся, они должны сделать за покойного его работу. Дальше — поток сумасшедших приключений, в ходе которых утка, кролик и примкнувший к ним от безысходности свин не погибают только чудом, но не погибают все же и спасают, разумеется, Рождество.
Это не спойлеры, пересказывать "Большого злого лиса" не страшно: с самого начала каждой из новелл зритель понимает, чем все кончится. Вернее, что все кончится хорошо. Но предсказуемость не мешает сюжету быть захватывающим: легко угадать финал, но невозможно угадать, какую еще нелепость устроят герои в следующий момент и как именно эта нелепость в цепи прочих поможет им продвинуться к очередной победе. Собственно, это ведь и делает сказку сказкой. Мы не сомневаемся, что добрые победят злых, но хотим видеть чудо. В "Большом злом лисе" есть чудо. А еще есть шутки, иногда совсем доходчивые, а иногда — вполне взрослые, и подкупающее внимание авторов к деталям. Пес-меланхолик, к примеру, помешивает кофе в чашке костью, а цыплята зимой носят смешные вязаные шапки. И есть рамка — это ведь не просто сказки, мы в театре, звери разыгрывают спектакль, из-за занавеса выходит лис, уже конферансье, отношения между актерами, играющими самих себя, слегка запутываются...
— Когда же они, наконец, повзрослеют? — бормочет себе под нос свин, глядя на то, как утка и кролик затевают очередную дурость. Те расстраиваются, решают отныне все делать "по-взрослому", после чего, разумеется, случается еще одна дурость, запускающая механизм сюжета. Не самый сложный, конечно, механизм, зато работающий без сбоев. И да, фильм при этом не про "возвращение в детство" — это, наверное, сделало бы его пошлым. Фильм про то, что именно некоторое количество веселой глупости просто необходимо, чтобы стремящийся быть разумным мир ускользнул от очередной катастрофы.