Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Доброе утро, Вьетнам

Рецензия на фильм Спайка Ли «Пятеро одной крови»

Война никогда не заканчивается. Что в мире, что в разуме людей. Именно такая мысль сформировывается под занавес нового полнометражного фильма легендарного Спайка Ли – «Пятеро одной крови». Когда наглядным подтверждением этого тезиса является сегодняшняя Америка, находящаяся чуть ли не на грани гражданской войны, Ли снова врывается в мир кинематографа с важнейшим фильмом момента.

Его фильмы всегда о том же самом: о равенстве, о гуманности, о правах человека, о справедливости и, естественно, о расизме. Темы, который, кажется, никогда не потеряют своей актуальности, отчего работы Спайка обречены резонировать в общественном сознании до самого (утопического) конца. Кто-то может закатить глаза, восклицая «ну сколько можно?!», однако ответ всегда будет одинаковый – столько, сколько нужно. Ведь все эти проблемы с годами никуда не деваются (ситуация с Джорджем Флойдом ярчайшее тому доказательство), они только копятся, игнорировать их – не выход. Нужны люди, которые методично будут надавливать на эту болячку общества, подчёркивая, что это не только американская тема, а глобальная проблема: в любой стране мира человек может столкнуться с предубеждением, несправедливостью, насилием в свой адрес. А если мы не будем об этом говорить, то ничего не будет меняться в этом мире. Такова миссия Спайка Ли, воздействующего на зрителя через силу кинематографа, его лучшие фильмы всегда выступали отрезвляющей пощёчиной, заставляющие выходить из зала с тяжёлыми мыслями, несмотря на то, что вроде как вы только что посмотрели комедию о чернокожем, вступившем в ККК.

На волне невероятного успеха «Чёрного клановца» Спайк Ли тут же решил заняться одним из своих самых амбициозных фильмов в карьере (наравне с «Малкольмом Икс»). «Пятеро одной крови» рассказывает о четырёх афроамериканцах-ветеранах Вьетнамской войны, которые много лет спустя возвращаются в город Хошимин. У них две цели: похоронить с почестями своего пятого «Кровного» — близкого друга, павшего в одном из боёв, и заодно отыскать закопанные слитки золота, которые они нашли как раз во время того злосчастного сражения.

Кино начинается в лёгком тоне, напоминающем новую часть комедии «Мальчишника». Старые друзья собираются вместе в туристическом месте, искренне радуются друг другу и отрываются в местном ночном клубе. Мы сразу улавливаем то, что со временем они перестали поддерживать связь, но всё равно между ними сохранились те тёплые отношения, которые бывают у настоящих братьев по оружию. Невзначай мы знакомимся с героями. Пол (Делрой Линдо) до сих пор страдает от посттравматического синдрома, однако возвращение на территорию военных действий для него и других «кровных» постепенно становится своеобразным сеансом психотерапии, которая приводит к разным результатам для каждого из путников. Кроме того, неожиданно в Сайгоне появляется сын Пола, Дэвид (Джонатан Мэйджерс из «Последнего чёрного в Сан-Франциско»), для которого отправиться в путешествие вместе с «кровными» — единственная возможность наконец сблизиться с отцом.

Дальше – Эдди (Норм Льюис), вроде как единственный из четвёрки, кто сумел начать новую жизнь, запустил собственный бизнес и разбогател. По ходу их квеста мы поймём, что здесь всё не так просто. Отиса (Кларк Питерс) связывается с Сайгоном куда больше, чем травмирующий опыт войны. Тогда он познакомился с женщиной, которую до сих пор любит. Возвращаясь во Вьетнам, он вернулся и к ней, вдобавок, она ещё знает, как именно можно обменять золотые слитки на настоящие деньги. А Мелвина (Исайя Уитлок мл. из «Прослушки») можно смело назвать душой компании, плюс ко всему, он изучил все карты и тонкости поиска золота с металлоискателем.

Но дальше тон вместе с форматом изображения меняется, и вот мы во всей красе широкоформатной картинки наблюдаем за опасными приключениями героев, на пути которых в том или ином виде появляются призраки болезненной для обеих стран войны, в какой-то момент даже материализующиеся в реальную угрозу. Спайк Ли делает то, что до него ещё никто не делал. Он предлагает зрителю совершенно новую перспективу на Вьетнамскую войну – именно в такой степени, как однажды представил Фрэнсис Форд Коппола (не зря в начале фильма герои отрываются в клубе Apocalypse Now, а затем летят на вертолёте под «Полёт Валькирий»). Ли позволяет взглянуть на эту войну с точки зрения чернокожего населения, количество представителей которого было отправлено во Вьетнам в огромных количествах (процент часто замалчивается), но при этом данный факт практически до сих пор не нашёл отражения в массовой культуре и искусстве.

Спайк Ли проводит параллель между историческим путём США и Вьетнама. Так, в разговорах соседствуют Джордж Вашингтон и Хо Ши Мин, а борьба с рабством коррелирует с противостоянием западного Вьетнама с его южными братьями и сёстрами. Причём Ли ни в коем случае не впадает в призывы или выпаливает обвинения в чей-то адрес (без чего он бы не обошёлся лет 30 назад), здесь он выступает скорее прожившим жизнь лектором, который, естественно, устал от всего этого и до сих пор не готов смириться, но в первую очередь хочет, чтобы его слушатель/зритель сам всё понял и сделал соответствующие выводы. Этому помогают документальные вставки: стоит героям фильма затронуть реальную персону (будь то олимпийский чемпион или малоизвестный герой войны, совершивший подвиг), нам тут же показывают его фотографию, тем самым стирая грань между фикшном и нон-фикшном.

Примерно также в сюжете мелькает пятый «кровный» — погибший Норм (его играет Чедвик Боузман). У Боузмана роль небольшая, но символическая. Символизирует он сразу и Малкольма, и Мартина для своих товарищей. Норм был ближайшим другом Пола, для которого тот был «словно религия». Поэтому для Пола возвращение во Вьетнам даётся тяжелее остальных. У Делроя Линдо получилась самая яркая роль в фильме, ибо он тут на правах местного Брандо – самый весомый драматический материал, борьба с внутренними демонами, отношения с сыном, даже монолог свой имеется.

Спайк Ли времён «Делай, как надо» и «Ей это нужно позарез» наэлектризовывал своей необузданной энергией всё кинематографическое пространство вокруг себя. К «Чёрному клановцу» он подошёл уже уставшим режиссёром, уставшим не в физическом плане, а в плане социальной несправедливости, не сбавляющей своей актуальности все эти годы. От этого «Клановец» был преисполнен кипящей яростью и гневом, энергией от которой хватило ему создать один из лучших фильмов в своей карьере. В «Пятеро одной крови», продолжающем дело «Клановца», Спайк, подобно героям фильма, наконец научился контролировать свою ярость и позволил себе то, чего раньше не мог, — добавил в неё сентиментальность. Кино сразу же обрело невероятно мощный эпический размах и начало походить на произведение поэтического толка (последний раз такое случалось с «вьетнамской темой» как раз у Копполы). Но, несмотря на некоторые сглаженные углы, Спайк Ли всё также больно бьёт, а посыл его ясен и остр. «Пятеро одной крови» доказывает, что режиссёр ещё не всё сказал и до сих пор способен удивлять. Кроме того, у нас чётко обрисовался первый весомый претендент на будущий «Оскар».

Вадим Богданов

Источник

292


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95