До российских кинотеатров добралась французская комедия «Хороший доктор» (Docteur?) Тристана Сегела, в родной прокат выходившая накануне Рождества, когда самыми серьезными проблемами со здоровьем, с которыми могли столкнуться герои картины, казались внезапное отравление или не менее внезапные роды. Состояние французской системы здравоохранения оценила Юлия Шагельман.
Париж, дождливый рождественский вечер. Все, кто мог себе позволить, разошлись по домам запивать устриц и индейку шампанским в кругу родных и близких, так что Серж Маму-Мани (Мишель Блан), пожилой, не обремененный семейными связями доктор, остался единственным дежурным платной парижской неотложки. Он разъезжает по вызовам, не особо скрывая свое истинное отношение к тем, кто своей не вовремя поднявшейся температурой, болями в животе и радикулитом отрывает его от возможности пропустить стаканчик и спокойно подремать в машине. Подбадривает его, а также напоминает о служебном долге в этот невеселый одинокий вечер только бойкая диспетчер Сюзи (Шанталь Лоби не появляется на экране, только звучит по радиосвязи).
Но все-таки есть один адрес, по которому Серж готов мчаться в любой момент без промедления. Это квартира Розы (Солен Риго), бывшей подружки его сына, с которой доктор продолжает поддерживать почти отеческие отношения. Она тоже проводит праздничный вечер в одиночестве, и это едва не оканчивается трагедией — девушка выпивает слишком много снотворного, но успевает все-таки позвонить Сержу. Приехав ее откачивать, он сталкивается в дверях с доставившим еду рассыльным Малеком (дебют в полнометражном кино стендап-комика Хакима Джемили). Розу благополучно увозят в больницу, а вот у самого доктора прихватывает поясницу, да так, что даже вести машину он не может, не говоря уже обо всем остальном. Вот тут-то рассыльный, или, как он сам себя называет, «поставщик услуг на личном транспорте», оказывается весьма кстати. Надо только, чтобы до утра ни Сюзи, ни больные не догадались, что этот улыбчивый молодой человек совсем не доктор, а из всех медицинских навыков у него только умение переместить человека в «безопасное положение лежа».
«Они такие разные, но все-таки они вместе» — проверенная столетиями формула для создания комедий, и здесь режиссер Тристан Сегела, который также — в соавторстве с Джимом Бирмантом — написал сценарий картины, не изобретает ничего нового. Немудрящая история целиком строится на дуэте циничного, разочаровавшегося в жизни и давно позабывшего о гуманистической сути своей профессии доктора и не унывающего несмотря ни на что оптимиста-курьера, золотая мечта которого — стать водителем «Убера». Разумеется, начнут они с взаимных препирательств, но в процессе проникнутся симпатией друг к другу, а главное, заставят друг друга взглянуть на жизнь по-новому. У Сержа под саркастичным ворчливым фасадом обнаружится доброе сердце (ну а как иначе), а Малек задумается о чем-то большем, чем собственная «Тойота» и пятизвездочные оценки клиентов.
Приправой к этой знакомой по миллиону похожих фильмов повести служит некоторое количество грубоватого медицинского юмора (разумеется, первым же пациентом Малека оказывается человек, мучающийся многодневным запором; потом ему придется иметь дело и с рвотой, и с околоплодными водами, но, по счастью, физиологические подробности авторов все-таки не слишком интересуют) и легонькой социальной критики. Малеку придется побывать и в тесных квартирках предместий, и в роскошных особняках. А сам он, понятно, принадлежит к той бесчисленной городской армии неотличимых друг от друга «поставщиков услуг», которых люди вызывают, не задумываясь, в любое время суток и забывают через десять секунд. Однако заложенный в этих контрастах комедийный потенциал так и остается нераскрытым — авторы фильма лишь касаются его в линии с богатеньким поганцем (Франк Гастамбид), который совершенно не узнает в «докторе» курьера, с которым разговаривал буквально час назад, да еще и мерзко над ним подшучивал.
Но все это слишком серьезные материи для рождественской сказки о том, что все люди (кроме некоторых противных) братья, а доктор, пусть и не очень добрый, всегда приедет вовремя, поможет и спасет. Пожалуй, в нынешней тревожной обстановке эта прекраснодушная идея способна послужить утешением, хоть и, признаться, довольно ненадежным.
Юлия Шагельман