Когда в семье рождается и воспитывается ребенок с нарушением развития нервной системы — детским церебральным параличом (ДЦП), связанным с поражением мозга, — это, безусловно, трагедия. Не каждый родитель в состоянии выдержать такое испытание и нести на плечах тяжелый психологический груз. Ведь приходится полностью перестраивать себя, поставив единственную цель — посвятить все время, да что там — всю свою жизнь ребенку-инвалиду, связанному с тобой одной кровью. Нужно менять в корне круг общения, образ жизни, мыслей — да, это нелегко, проще, наверное, потерять веру в будущее и… сдать инвалида в детский дом-интернат. Отдельные родители так и поступают, не ведая о том, что состояние таких детей в 95% случаев можно значительно улучшить! В этой области современная медицина достигла сегодня значительного прогресса.
В день медика корреспондент «МК» встретился и побеседовал с доктором медицинских наук, профессором, гендиректором Научно-терапевтического центра профилактики и лечения психоневрологической инвалидности Игорем Арнольдовичем Скворцовым. Поводом для встречи стал не только профессиональной праздник. Накануне этого события специалистами центра были подведены итоги трехлетней работы с детьми-инвалидами Дмитровского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками. Выездная бригада центра благодаря поддержке благотворительного фонда провела детям шесть курсов лечения, которые дали неожиданно положительный результат.
— Игорь Арнольдович, расскажите, пожалуйста, о ваших успехах в работе с детьми-инвалидами.
— Отдельно скажу, почему воспитанники специальных домов-интернатов для детей с нарушениями развития психоневрологических функций заслуживают особого внимания. За 19 лет работы центра у нас накопилась неутешительная статистика. Обследование детей в детских домах и интернатах выявило довольно высокий уровень психоневрологической недостаточности: двигательная неловкость, задержка психоречевого и интеллектуального развития определяется у 80% детей-сирот. Этим детям, несомненно, необходима нейрореабилитационная терапия, чтобы стимулировать их развитие, оптимизировать процессы обучения и подготовку к школе.
В детском доме-интернате Дмитровского района нами было обследовано около 30 детей. Для проведения более детального мониторинга и лечения по методике стимуляции статико-моторных и психоречевых функций мы отобрали 19 детей в возрасте от 5 до 12 лет (преимущественно с ДЦП, несколько детей с последствиями оперированных спинномозговых грыж). В состав выездной бригады, которая работала с воспитанниками, вошли врач-невролог, психолог, инструктор по лечебной физкультуре и массажу, нейрофизиолог.
Мы выбирали таких детей, у которых надеялись добиться положительного результата, хотя на тот момент их состояние было стационарным, т. е. оно не улучшалось. У отдельных детей полностью отсутствовала тазовая функция, т. е. мочеиспускание и дефекация. Они постоянно были в памперсах. Их ноги были очень слабыми, а
После шести проведенных нами курсов реабилитационного лечения у каждого ребенка было установлено улучшение состояния. Отдельные дети стали делать попытки учиться ходить самостоятельно. На фоне нашей терапии у ряда детей, что уму непостижимо, восстановились тазовые функции, т. е. они самостоятельно начали ходить в туалет. Мы восстановили проводимость соответствующих органов, а до этого был полный их паралич. У многих детей пошли интеллектуальные подвижки, хотя они поначалу были необучаемы и регистрировалась умственная отсталость. Сотрудники детского дома даже не верили, что у таких детей может произойти улучшение состояния. Они не ожидали подобного эффекта. А в сентябре наша бригада поедет туда, чтобы провести очередной курс лечения. Для нас очень важно, что у детей-сирот появлялась вера и надежда в возможность выздоровления, а это важнейший компонент успешности нейрореабилитации.
— От чего зависит степень улучшения в состоянии больного ДЦП?
— Конечно же, от объема, тяжести поражения различных структур мозга, от функционального назначения этих отделов, а также от наличия резервных зон. Так, в отдельных случаях обширного повреждения коры одного из полушарий мозга ребенок может на фоне лечения достаточно полно восстановить или развить двигательные и другие навыки (что связано с высокими резервными возможностями и компенсаторными способностями коры мозга). В других случаях даже небольшие по объему поражения в области ствола мозга или подкорковых ядер приводят к тяжелым нарушениям. Вот посмотрите на эти снимки. (Игорь Арнольдович раскладывает передо мной результаты магниторезонансной томографии (МРТ) пациентов центра.) У детей с ДЦП МРТ-исследование мозга практически во всех его отделах обычно выявляет очень тяжелые дефекты. Они связаны как с аномалиями развития нервной системы, в том числе генетическими, так и с ее поражением в родах или еще во внутриутробном периоде в результате нейроинфекций, фетоплацентарной недостаточности, гипоксии и других причин.
Но мозг человека очень пластичен, даже в тяжелых случаях мы добиваемся удивительных результатов. Вот посмотрите, это МРТ-исследование мозга нашей пациентки Насти Б. Она родилась с патологией функции мозжечка, видите, какого он крохотного размера. Сейчас у нее полностью восстановилась нормальная координация движения. А существенные сдвиги начали происходить, когда ее родители поверили, что их дочка пойдет на поправку. Поэтому мы всегда приглашаем и мать, и отца к активному участию в работе с ребенком разных специалистов: психолога, массажиста, логопеда.
Сегодня мы пока не можем вставить вместо больного участка мозга здоровый его аналог. Мы можем лишь стимулировать имеющиеся в мозге здоровые или мало пострадавшие клеточные группы, побуждая их компенсировать имеющийся дефект, взять на себя функции пораженного отдела мозга. На фоне лечения клетки мозга начинают развиваться, образуя новые связи.
— С какими трудностями в лечении детей вы сталкивались?
— Одним из наиболее частых и заметных проявлений ДЦП, сильно влияющих на степень нарушения двигательных функций у ребенка, я вляются изменения мышечного тонуса, чаще в сторону его повышения. Это называется спастичностью. Именно она препятствует нормальным движениям ребенка. То есть мышцы напряжены, но они бездействуют! В этом и заключается парадокс спастичности. Такая ситуация в дальнейшем приводит к атрофии двигательной системы.
Дело в том, что вся вертикальная двигательная система состоит из двух подсистем — тонической, поддерживающей мышечный тонус, и фазической, планирующей, инициирующей и регулирующей исполнение движений. Обе подсистемы должны работать в тесной взаимосвязи, оказывая друг на друга тормозное действие. Высокая двигательная активность снижает тонус мышц, облегчая движения, а повышение мышечного тонуса угнетает двигательную активность. Элементы этих двух подсистем имеются на всех уровнях регуляции движений: в корковых, подкорковых и стволовых центрах, проводящих путях головного и спинного мозга.
Таким образом, при ДЦП спастичные, перенапряженные мышцы бездействуют. Но есть и еще один парадокс ДЦП. Наши движения обеспечивает согласованная деятельность мышц-антагонистов — сгибателей и разгибателей конечностей, которые, взаимодействуя, тормозят друг друга. Так, сгибание ноги сопровождается включением мышц сгибателей и снижением активности мышц разгибателей.
Мы долго изучали эту проблему и разработали метод комплексной стимуляции мышц, направленный на коррекцию позотонических установок и снижение мышечного тонуса. Более двух лет успешно применяем этот метод в лечении детей со спастической формой ДЦП и другими нарушениями двигательного развития и уже получили стабильно хорошие результаты.
Этот терапевтический комплекс включает многоцелевую электростимуляцию мышц, стимуляцию стволов черепно-мозговых и периферических нервов, склеромерный массаж, проводимый по показаниям, и требует строго индивидуального подбора параметров стимулов и зон стимуляции.
— А в каком возрасте лечение детей с ДЦП дает максимальный эффект?
— Очень важно внимание родителей к любым, даже на первый взгляд незначительным отклонениям в состоянии ребенка в первые месяцы его жизни. В этом возрасте внутриутробная или родовая патология мозга может проявляться лишь вялым сосанием и плохой прибавкой веса, нарушением сна и бодрствования, повышенной возбудимостью, тремором подбородка, вялым или повышенным тонусом мышц. Необходимо в первые недели и месяцы жизни выявить у ребенка первые отклонения в развитии нервно-психических функций (если они есть), диагностировать заболевание и как можно раньше начать лечение. Чем оно раньше начато, тем большего эффекта достигает. Перспективы восстановления задержанных или нарушенных функций у таких детей,
— При наблюдении за ребенком первого года жизни какие отклонения должны вызвать тревогу у родителей?
— Родителей должны насторожить следующие факты: ребенок в 2 месяца не держит голову; в
Даже небольшое отставание в развитии, задержка в формировании необходимых по возрасту навыков требуют обращения к врачу. В такой ситуации необходимо тщательное врачебное наблюдение за состоянием ребенка в течение всего первого года жизни и своевременное проведение активного лечения. В любом случае безвыходных ситуаций не бывает, и родители не должны терять веру и надежду в их значительное улучшение. Колоссальный опыт работы с такими детьми позволяет мне уверенно об этом говорить.
Светлана Петрушова