Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Дон Кихот Почечуев и его Машина Времени

Так уж распорядилась судьба, что визитной карточкой замечательного художника-скульптора Вячеслава Почечуева стала «машина времени», сотворенная им по случаю, а точнее, по заказу режиссера Леонида Гайдая для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Случай оказался счастливым для обоих.

Не было бы счастья, да несчастье помогло... Ваяя деревянных идолов для киносказки режиссера Александра Птушко «Руслан и Людмила», художник Почечуев повредил правую руку. Он мрачно брел по коридору «Мосфильма», тяготясь обретенной вдруг свободой. Тут-то и догнал его давний знакомый из команды Гайдая с невероятным предложением: в наикратчайшие сроки необходимо изобрести: машину времени.

И это, представьте, не было бредом. Без малого полгода специальная группа «физиков и лириков» пыталась выполнить заказ Гайдая, но на выходе, как в известном анекдоте, получалось нечто среднее между телевизором и пулеметом. А режиссеру требовалось совсем другое! Что именно, он и сам толком объяснить не мог, хотя и очень старался. Все сроки вышли, съемки срывались...

В общем, послали за Почечуевым, поскольку слух о необузданности его фантазий в «Руслане и Людмиле» уже витал над коридорами «Мосфильма». Бросаться в омут с головой было вполне в его духе. Так что вместо похода в поликлинику с поврежденной рукой Вячеслав отправился на встречу с Гайдаем. Разговор вышел коротким. «Как скоро вы сможете показать наброски?» — с надеждой спросил режиссер. Почечуев не стал томить мастера: «Максимум через два дня». И помчался домой, в мастерскую.

Через два дня Вячеслав вновь предстал перед Гайдаем. На большом листе ватмана дрожащей левой (правая рука так и не смогла включиться в процесс созидания) была изображена невиданная абракадабра — какое-то хитросплетение трубок, колб, шариков и проводов. У присутствовавших при презентации свидетелей зашевелились волосы на головах. Но автор изображенной на ватмане чудо-машины был так красноречив и убедителен, что неожиданно для всех Гайдай сдался. В помощь Почечуеву пристегнули инженера и слесаря из штатов «Мосфильма».

И вскоре «машина времени» предстала в павильоне во всей своей красе. В ней что-то сердито урчало и щелкало, перемигивались лампочки. Гайдай признал: именно на такой машине герой картины управдом Иван Васильевич Бунша вполне может перенестись в эпоху царя Грозного и благополучно вернуться. Воодушевленный столь высоким признанием, автор проекта сдал свои чертежи в отдел рационализации и изобретательства «Мосфильма» и получил премию в размере 40 рублей. На них тогда можно было купить подростковый велосипед «Орленок» или чудесно поужинать в ресторане «Узбекистан». А главное, к деньгам прилагалась справка: премия выдана В.В. Почечуеву за создание машины времени. Именно так, буднично и без всяких кавычек...

Фильм Гайдая, вышедший на экраны в 1973 году и имевший колоссальный успех, до сих пор усаживает за телеэкраны миллионы зрителей. Это действительно кино на все времена. «Машина времени», придуманная Почечуевым, нисколько не устарела и в нашу компьютерную эпоху.

Сам Вячеслав Валентинович потом с удовольствием вспоминал эту эпопею, назвав ее «пробой сил в концептуальном искусстве». Несмотря на успех в работе над «машиной времени», он остался верен своему главному призванию. Почечуев, прежде всего, скульптор по дереву. «Соавтор природы», как говорил он сам, выбирая в качестве первоосновы своих творений диковинные стволы и замысловатые корневища. Прижизненные и посмертные выставки мастера (он умер 15 лет назад) не оставляют посетителей равнодушными. Они видят в скульптурах и масках Почечуева материи глубинные, философские — противоборство Добра и Зла, поиски призвания и любви. Симпатичны юмор и ирония, с которыми художник касался разных аспектов нашей жизни (это легко объяснить тем, что Почечуев входил в искусство как график-карикатурист).

Он был, конечно же, Дон Кихотом своего времени, неслучайно Почечуев посвятил герою Сервантеса ряд работ. Одна из них находится в фондах Государственного Дарвиновского музея. Она-то и подсказала название выставки, которая сейчас открылась в музее в связи с 80-летием художника, — «Неуемный Дон Кихот». Здесь фотографии из жизни художника: Камчатка, где Вячеслав начал работать по дереву, город Ленинск-Кузнецкий, где создавал сказочный парк для детворы, деревушка Сергеево под Владимиром, где он провел последние 20 лет жизни... А еще почечуевские карикатуры, стихи, высказывания о наболевшем. И, конечно же, его «деревяшки» (так он сам называл свои творения из дерева). А под автопортретом Почечуева гордо встал его деревянный «Дон Кихот».

P.S. Спасибо устроителям выставки — научному сотруднику музея Марии Пузик, художникам-дизайнерам Марине Якубовской и Егору Лысенко и, конечно же, директору Государственного Дарвиновского музея Анне Клюкиной. Работы Вячеслава Почечуева можно увидеть также и в Государственном историческом музее, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Тверском государственном объединенном музее.

Наталья Киселева

Источник

532


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95