…Оптимизация, инновация, КИМы, КПМО, ФОУ, АОУ, мониторинг, ваучер (опять?!), бакалавриат, интернатура, магистрат, ФИП, РИП, «цифровой характер управления»… Сторонний человек, наслушавшись, подумает: ну, взялись ребята-реформаторы во все лопатки! Теперь выдадут
Кто поедет в Козино?
Три года назад был я во Пскове на курсах повышения квалификации в связи с введением ЕГЭ. Филологи в школах — в основном женщины, и это нормально. Но ведь это всё мои невесты, озирался я, — дамы
В Опочецкий педколледж (педучилище с давней историей) в нынешнем учебном году не набрали никакой группочки ни на какую специальность. Выпустят ли в свет набранных в предыдущие три года — ещё вопрос. «Ребят — в армию, девок — замуж», — шутят там. Преподаватели — опытные, умнейшие педагоги — уже потекли из него в поисках лучшей доли…
Получается, что молодёжи не нравится профессия учителя ни в ранге бакалавра, ни в ранге магистра. Компьютеризация, новые программы и учебники, цифровое управление и предпрофильное обучение, классные журналы в Интернете и лабораторные работы на дисплее — ну никакие эти самые новации и инновации ей не по душе. Откуда же он тогда возьмётся, этот «новый учитель» в новой российской школе в 2010 и тем более в 2015 году? Если уже сейчас вообще не идут учиться «на учителя»?
В школах останутся одни пенсионеры, точнее — пенсионерки. Ведь мужчины — историки, физики и обэжисты — практически все уже разбежались. Задержались кое-где лишь физруки — мужики тоже предпенсионного возраста, которым деваться больше некуда, потому что в охрану — только до 35…
Введение нового уровня обучения (НУО), читаю в «Вестях образования», расширит возможность трудоустройства в школе специалистов с непедагогическим образованием. Ну, знаете ли, тут впору мокрую тряпочку к голове приложить, у вас, уважаемые,
Пусть прослыву ретроградом, но я убеждён, что никаких «специалистов» с непедагогическим образованием, кроме завхоза, сторожа и повара, в школе быть не должно. Надеяться на то, что
При этом добираться до этого тёплого места она будет со всеми удобствами, тогда как, например, в Козино (есть такой населённый пункт в районе нашей Опочки) рейсовый автобус заходит (только вслушайтесь в музыку слов!) каждый второй вторник каждого месяца… К тому же в сельской малокомплектной школе она получит и вовсе копейки. Сельские дети не будут знать иностранных языков — вот что им светит.
Современная молодёжь вообще не соглашается ни на какую работу, если там не обещают тысяч
И с таким молодым рабочим классом (
Лишние люди
Ещё одной причиной, почему молодые люди не идут в педвузы, является повальное закрытие их ставших малокомплектными родных школ. В подсознании выпускников остаётся предостерегающий сигнал, отрицательная установка, что школа — место ненадёжное. Один из главных аргументов «пользы» закрытия — низкое качество даваемого там образования. Это весьма спорный тезис. Даже если его рассматривать с точки зрения «технологий».
Выпускники нашей школы (теперь её сделали неполной) успешно учатся в вузах Пскова, Великих Лук, Санкт-Петербурга. Окончив в своё время эту пропащую деревенскую школу, я поступил в Ленинградское арктическое училище, позже — в Литературный институт им. Горького… И нигде и ни в чём не чувствовал себя ущербным.
Да, конечно, из деревенского легко сделать горожанина, примеров — мильон. Но из горожанина вы никогда не сделаете крестьянина — он останется дачником. Но что за нацию мы хотим создать из одних горожан и дачников?.. Что станет с нашим национальным характером, вообще со страной? Вот уже сейчас, когда деревенский народ заканчивается (
Не может быть в принципе образования низкого качества, когда учитель работает не с 30 учениками сразу, а с
Конечно, если платить учителю по
Я не к домашнему образованию призываю и не к гусиному перу, я о принципе, о сути вопроса. Ни один учитель не может понять, почему, по мнению чиновников, в огромных классах можно осуществить индивидуальный подход, а вот в маленьких сельских ну никак. Это же бред сивой кобылы, уважаемые, который упорно навязывается «общественному мнению» всеми подвластными СМИ.
За два с небольшим года (
Западные демографы второй десяток лет, кто со страхом, кто со злорадством, дивятся на зловещий «русский крест», на котором кривая смертности идёт вверх, а кривая рождаемости — вниз. Ради чего «успехи» и «рост»
Слишком дорогие дети «За учеником идут деньги». Да нет
Идут за учеником не деньги, а автобусы, целые колонны автобусов… Чиновники перерезают ленточки, передают на тарелках ключи, жмут друг другу руки, чуть ли не шампанское о бампер разбивают. А чему, собственно, здесь радоваться?.. Сколько выстроилось автобусов — столько сельских школ закрылось. Где кружки по интересам, спортивные секции, когда ребёнку делать уроки, утомлённому тряской в дороге? Поест да в койку… Нет ему перспективы, он оптимизирован дядями и тётями с инновационным мышлением, экономящими каждую государственную копейку… А почему она экономится на детях, кто-нибудь решится ответить?..
У нас так загодя была принята региональная программа «100 школ». Именно столько надлежит развивать в инновационном русле. А на начало 2008 года в области их оставалось чуть больше 200… Теперь эту лишнюю сотню очень просто будет прихлопнуть — ну просто грех не прихлопнуть! — записав их в разряд ветхих, которых «быть не должно». Но ведь в России почти все деревенские школы — ветхие!.. Проще их позакрывать, чем составлять в двухнедельный срок смету на ремонт, как повелел президент, а потом, чего доброго, ещё и исполнять.
Коса оптимизации не оставляет после себя ничего. Закрывают больницы, медпункты, отделения связи, библиотеки, клубы, магазины. В результате этого «подтягивания к деньгам» освоенное
Полупустыми школами трудно управлять, жалуются чиновники. Лукавят. Нисколько не трудно. Просто не хочется возиться со столь малыми величинами. Школа «полупустая», а пакет документов для её функционирования нужен такой же, как и для наполненной до краёв: устав, подготовка к началу учебного года (ремонт), контроль со стороны всевозможных инспекций, содержание учителей, увязка с энергослужбами, дорожниками, контроль за проведением экзаменов, просто посещение в качестве свадебных генералов (а какая может быть «свадьба» в каком-нибудь Тюшкове? — это же неформат) и проч. и проч.
И всё это ради
Признаю, в городских школах образование всегда было чуть лучше. И это естественно: под боком очаги культуры, музеи, дома творчества (пионеров), библиотеки, театры, удобный транспорт, бытовые услуги — совсем другие возможности, кто спорит. Это и наши бородатые деды знали, что лучше жить на большой дороге, чем в каких-нибудь зататурках, — и белый свет посмотришь, и карман скорей набьёшь. Но ведь не все стремятся в города — вот какая закавыка. Многие хотят остаться там, где родились и выросли, где лежат их пращуры и шумит луговая овсяница. Так и пусть живут! Пусть обрабатывают землю, жарят карасей в сметане, ходят по субботам всей семьёй в баню и засовывают флэшку. Пусть они выродятся эволюционно, если такой только путь рассмотрен для них с крыш министерств и банков. Зачем этот революционный опять наскок на село?
Последнее «аминь»
Видя практические дела, творимые со школой, молодые, естественно, не хотят связывать с педагогикой свою дальнейшую судьбу. Потому и такая статистика: в
Как говорится, хотели как лучше, а получилось… Сейчас трудно даже осознать, что это такое получилось и как всё это аукнется в скором времени.
У нас в Теребенях рядом со школой есть церковь XVIII века, в склепе которой покоятся мощи родителей М.И. Кутузова. Церковь часто упоминается в СМИ по разным поводам: то её ограбят; то какой авторитет явится со свитой освятить новый джип («колесницу сию…»); то вспомнят двух немецких солдат, которые сначала хотели церковь взорвать (деревянную…), а потом только расписались на колокольне, и надо, значит, их за это разыскать и наградить; то залётный корреспондент разглядит во вросшем в землю валуне поверженного языческого идола («хoдите тут по истории!») — и это лыко идёт в строку… А то, что буквально рядом — школа, ведущая свою историю от церковно-приходской этого самого храма, никто и не вспомнит. Неужели в XXI веке нашему батюшке придётся отслужить по ней панихиду и сказать последнее «аминь»?
В заключение напомню о том, что думал о российской школе Антон Павлович Чехов: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в
Сто лет минуло, а лишь некоторые архаизмы языка выдают возраст текста — остальное всё в яблочко. Чехов не слышал таких слов, как НСОТ, МРОТ и мониторинг, а услышав, принял бы их, очевидно, за брань. И не всё ему, с уверенностью можно сказать, нравилось в школьных программах и методах тогдашнего преподавания и воспитания. Однако не эти вопросы он ставит во главу угла — но фигуру самого учителя, его материальное положение и социальный статус.
Чехов не был ни министром, ни чиновником, но он понимал, как велико значение учителя в обществе. Конечно, есть и сейчас люди, которые подпишутся под всем, что говорил Чехов, но только не нынешние чиновники и реформаторы —
им не стыдно.
Георгий ГОРЕЛОВСКИЙ, сельский учитель, Псковская область