Это интервью бралось между вечерними «выступлениями для публики» и ночными «кабаре для друзей»… Много раз диктофон отключался, потому что
Его проект — настоящее дитя
Слово «дурак»
Дураки ведь, как двери: они открываются, и там
Я ведь уже очень давно не занимаюсь театром. Он давно меня не интересует, я использую театр для встречи людей между собой, чтобы они друг друга поняли. Не через пьесу — а через глаза, через улыбку, через прикосновение. Сюжет, герои, эстетика — это все есть и одновременно это все ничего не значит. Значат личности. И в этом «шоу» именно личность приходит к личности. А что она делает — дело десятое.
В конце шестидесятых у меня была студия пантомимы, и там все были красивые, ровненькие, просто топ-модели. И вдруг я понял, что не туда смотрю, не то коллекционирую, и начал коллекционировать кривеньких, странненьких, тех, кого обычно в милицию забирают на улице. И начал собирать команду, которую впоследствии и стали называть «Лицедеи». Я понял, что единственный способ создавать
Да, все, кто приехал в Москву, это — лучшие из лучших. Лучший клоун Чехии, Италии, Америки. Некоторые могли приехать только на одно представление… У нас есть клоун, который выступал только раз: Питер Шарп. У него только что умер ребенок, его жена сидела в зале и все время плакала, а он… он был на сцене. Или Джанга. Великий клоун. Провокатор, фантазер. Джанга сказал мне: мне осталось совсем недолго, ДАВАЙ ИМ ВСЕ ОТДАДИМ. Понимаешь? ДАВАЙ ИМ ВСЕ ОТДАДИМ.
Ведь главное — просто. Ты должен собирать правильных людей и делать с ними одно дело. Вот если здесь примерно девяносто процентов правильных людей, ничего не нужно строить — оно само строится. Строится не театр, строится реальность, не действие — мир. И зрители сквозь нас видят этот мир, который мы несем, эту реальность, которая только использует театр в своих целях. Ведь не важно, что мы делаем. Нам хорошо всем вместе. Это наше общение. Это то, какие мы. И зрители входят сюда, чтобы тоже побыть вместе с нами. Зрительный зал — тоже моя семья. И мы его заряжаем. Потому что и в семье все тот же единственный принцип: чем больше ты любви отдаешь, тем больше ее получаешь.
Чаще всего люди думают: цель клоуна развлечь, рассмешить. А на деле — клоуну надо «быть». То, что мы делаем, уже не касается ни профессии, ни таланта. Речь идет о выходе в личность. И наш гала-концерт — это на 50% настоящие гуру, сильнейшие личности. Они абсолютно знают, что и для чего они делают. Это гала-панорама личностей, борющихся за свое абсолютно уникальное, ресурсное, счастливое «я».
Но этим конгрессом я подвел черту. Перед зрителем прекрасной чередой прошла клоунада двадцатого века. Дальше, несомненно, клоунада будет меняться. У нее будут новые задачи, новые формы выражения. Потому что будет и новое понятие счастья, новый язык его.
Я очень доволен. Здесь, между прочим, очень много произошло. Приезжали продюсеры, импресарио — мы ведь сделали за них всю работу, создали такую «ярмарку невест», им даже и выбирать не приходилось. Многие клоуны получили работу. А ведь они как дети. Если не оградить, не создать им особый мир, они могут рассосаться в огромном пространстве.
Я для этого тоже ехал учиться на Запад. Запад был нужен
Для меня вообще непонятно, что такое зло. Клоун не интересуется злом вообще. Его для него не существует. Для него существует Любовь. И это обычное дело. Даешь другим любовь — сколько дал, столько получишь.
Россия… Здесь лучшая в мире публика. За долгие годы коммунизма, отказавшегося от церкви и религии, здесь сформировалось религиозное отношение к театру. Здесь театр как религия, он говорит, на чем основывать свою жизнь. Но не все шоу, которые я делаю, привезу в Россию. Допустим, ни наши «Чердаки», ни «Диаболло», наше шоу о человеке между дьяволом и Богом я не привезу. Они слишком тревожные, жесткие. Для этих целей отлично подошла израильская публика — там сама страна такая, сколько веков уже между Раем и Адом находится в самом прямом смысле. А вообще это на Западе, где все очень благополучно и сформатировано, интересно делать
И я подумала — как точно, как вовремя. Все эти чехи, американцы, итальянцы, русские, канадцы, немцы, все эти безумцы и глупцы, выходящие с любовью к русской публике в тот момент, когда умники всех тех же стран строят друг другу страшные гримасы.
Ксения Голубович