Это продолжение книги «Стингрей в Стране Чудес», выпущенной в начале 2019 года. В первой книге легендарная Джоанна Стингрей, умудрившаяся в годы застоя издать в США сборник русского рока «Red Wave», вспоминала о первых визитах в СССР, знакомстве и дружбе с ленинградскими рок-музыканте, свадьбе с гитаристом группы «Кино» Юрием Каспаряном и т.д. Правда, взявшись описывать события 30-летней давности, Джоанна немного смешала факты с эмоциями; Советская Россия стала для неё «Страной Чудес», поэтому некоторые воспоминания показались очевидцам чересчур драматизированными и гиперболизированными. К тому же, несмотря на участие в работе над книгой дочери Мэдисон и перевод Александра Кана, манера рассказчицы слишком грешила восторженностью и банальностями, будто пост фанатки про поход на концерт любимого исполнителя. Но, судя по всему, этот энтузиазм и эмоциональность вполне соответствуют личностным качествам Джоанны Стингрей: без них не было бы ни «Красной волны», ни короткой¸ но яркой карьеры в качестве российской англоязычной певицы.
Название продолжения, естественно, содержит слово «Зазеркалье», однако от «Страны Чудес» книга отличается лучшей структурированностью и большей приверженностью фактам. «Стингрей в Зазеркалье» разбита на недлинные главы, каждая из которых посвящена определённой теме или событию. После свадьбы с Каспаряном (этим заканчивалась первая книга) жизнь Джоанны изменилась - впрочем, и советские реалии стали меняться на глазах, и бывшие запрещённые музыканты из питерских коммуналок поехали на коммерческие гастроли. Стингрей почувствовала, что так ценимое ею братство постепенно разрушается - и с гибелью Виктора Цоя это стало совсем очевидно. Кстати, именно в книге Джоанны вы впервые прочитаете бытовые подробности смерти лидера группы «Кино»: когда уехал на рыбалку, во сколько должен был вернуться, как искали, где нашли...
В начале 90-х Джоанна переехала в Москву, сняла там квартиру и попыталась повторить опыт с погружением в рок-н-ролльное братство, теперь со столичными музыкантами. Она занималась сольной певческой карьерой, записывала диски и снимала клипы, участвовала в рок-фестивалях и акциях, делала телепрограмму, а также стала эко-активистом. Про этот период публика знает меньше, чем про ленинградский: «Стингрей? Это которая говорила по телевизору «Не надо мусоррить» и тусовалась с Сукачёвым, Галаниным и Вороновым?» В «Зазеркалье» этот этап жизни Джоанны разложен по полочкам с интересными подробностями. Расставшись с Каспаряном, она влюбилась в барабанщика группы «Центр» Александра Васильева, который стал отцом её дочери Мэдисон (и умер осенью 2019 года). Здесь в повествовании вдруг появляется и младшая сестра Стингрей Джуди: в первой книге та фигурирует в качестве загадочного полумифического персонажа, а во второй выходит замуж за лидера группы «Центр» Василия Шумова, увозит его в США и больше ни разу не упоминается.
Вообще восторженные концертные впечатления Джоанны Стингрей читать непросто, но это компенсируется откровенностью в тех моментах, о которых у нас не принято писать даже в мемуарах. Стингрей не скрывает свои романы, рассказывает об алкоголизме второго мужа и даже сообщает, кто из покойных питерских художников был геем. Книга заканчивается 1996 годом, когда Джоанна летит в Америку рожать Мэдисон и понимает, что больше не будет жить в России. Последние 24 года она спокойно живёт в Лос-Анджелесе - и вряд ли за это время она набрала материал на третью книгу.
Алексей Мажаев