Научно-техническая революция, перевернувшая жизнь человечества и выведшая ее на качественно новый уровень, была бы невозможна без тех пытливых умов, которые своими опытами и изысканиями находили решения самых сложных задач. Речь идет об изобретателях. В этой галерее собрано множество достойных имен, среди которых есть Эдисон, Фарадей, Тесла, Форд, Маркони и многие другие. Сейчас, за огромным информационным потом имена изобретателей редко обретают ореол легенды, но иногда это случается. Естественно, что когда читаешь общий анонс о фильме, раскрывающем судьбу неординарной женщины, которая по совместительству является «предпринимателем, инноватором и изобретателем», априори ожидаешь что-то грандиозное.
Более того, когда режиссером такого фильма выступает вышедший из американского независимого кино Дэвид О. Рассел, чьи проекты последние 5 лет пользуются стабильной популярностью как у зрителей, так и у критиков, предел ожиданий становится действительно завышенным. Но в любой деятельности рано или поздно происходит выгорание, чтобы не допустить которое надо вовремя уметь делать временные паузы, правильно расставлять приоритеты, намечать этапы развития. У режиссера эти вопросы не стояли на повестке дня. Почувствовав наступление «белой полосы» в своей карьере, он ринулся снимать один за другим фильмы, ведь оказываясь на Олимпе, перестаешь ощущать пространство и время, кажется, что ты всесилен. Но в любой момент это может закончиться и тогда падение будет особенно сильным. Свидетелями это мы сейчас и становимся. Выпустив абсолютно невнятный и сырой фильм, с непроработанным сценарным материалом, Расселл рискует остановить свою череду кинематографических удач.
Его история концентрируется на Джой Мангано, разведенной матери двоих детей, чье бедственное финансовое положение и страсть к изобретательству, побуждает ее начать собственный бизнес. Ей предстоит пройти стадии взаимного непонимания с собственной семьей, риск полного краха, потери единственного жилища, прежде чем одна случайность (а дело происходит в 80-х годах прошлого века, когда телевидение управляло умами безраздельно), а именно – продажи через зарождающуюся передачу «Магазин на диване», смогут изменить всю ситуацию. И тут начинается самое интересное, ведь эта «великая изобретательница» придумала… самоотжимающуюся швабру! Да-да, из серии той же чуши китайского производства, которая никому не была нужна, однако, ее активно впаривали через телевидение по завышенным ценам. Как правило, это «чудо инноваций» ломалось уже во второй раз использования или вообще не работало.
И вот, разбирая сценарий, уже на уровне первых 15 минут становится очевидно, что сюжет ломается подобно этой дешевой швабре: абсолютно глупый и сырой материал на грани трэша. Для меня остается загадкой, что именно по жанру задумывал Расселл: для комедии здесь нет ни одной смешной шутки, а для драмы слишком много идиотизма. У меня сложилось ощущение, что режиссер пытался сделать римейк фильма «Семейка придурков», только в более академическом стиле. Помните в «Моем парне – психе» Де Ниро играл «поехавшего» на спортивных ставках главу семейства? Это так понравилось Расселу, что он расширил и сделал почти всех членов семьи Джой такими. Посудите сами: мать Джой после развода сидит на кровати и смотрит днем и ночью очередную «Санта-барбару», полностью выпав из реальности, отец Джой владеет небольшим бизнесом по ремонту автобусов, но после развода занимается поисками одиноких вдов, каждая из которых пожив с героем Де Ниро, возвращает его обратно как бракованный товар, в результате чего тот периодически живет в семейном подвале. Сестра Джой – завистливая стерва, которая ничего не хочет делать и постоянно всем завидует. Следующая «находка» способна удивить любого: несмотря на двухлетний развод, бывший муж Джой живет с ними, снимая подвал. Работа его не интересует, ведь он мечтает стать «латиноамериканским Томом Джонсом» и поет в подвале исключительно по ночам. Более или менее адекватной является бабушка, от которой и ведется повествование. Джой оказывается единственной, кто работает и чем-то в доме занимается. При этом складывается впечатление не дружной семьи, а сборища людей, которые друг друга люто ненавидят.
Дойдя до совсем уж бедственного положения, Джой решает реализовать свое стремление к изобретательству, что приводит к созданию «чудо-швабры». Но если поиск инвестиций выглядит правдоподобно, хотя их предоставляет новая подруга отца, похожая на Лайзу Минелли, то дальнейшее смотрится очень странно. Оказывается, что Джой не имеет никакого представления о бизнесе: не знает, что информацию надо проверять, не читает контрактов, ни в чем не пытается разобраться, не умеет презентовать товар. Когда Джой узнает, что надо искать рынки сбыта и проводить анализ рынка, она хватается за голову, а дальше - facepalm испытывают зрители, пытаясь смотреть на ее неуклюжие попытки продать этот товар. Или она реально считала, что нанять 10 «нелегалов» (мигрантов из Мексики) и произвести партию товара – это гарантия мгновенного успеха и богатства? Лишь когда у нее хватает ума попытаться разобраться в своем бизнесе, ситуация начинает меняться.
Под стать этой полной сюжетных дыр и косяков истории и игра центральных актеров. Их проблема не в том, что они плохо играют. Они пытаются следовать определенному амплуа, выработанному на предыдущих лентах Рассела, хотя герои совсем иные. Лоуренс играет совершенно бесхребетную и недалекую женщину, которая постоянно ходит насупившись и периодически плачет; Де Ниро пытается выдавать клоунаду в стиле «Знакомства с родителями», но быстро угасает; Вирджиния Мэдсен достоверно играет сумасшедшую, чье психическое состояние ухудшается на фоне постоянного просмотра телевизора, но очень отталкивающе; Эдгар Рамирес бесцветен, а Брэдли Купер напоминает человека, который проходил мимо – игры тут нет и в помине. Как-то спасает ситуацию Дайан Лэдд, исполнившая роль бабушки.
Кроме пары финальных действительно красивых сцен здесь нет ничего, абсолютная пустота. Полулюбительский «капустник» известных актеров, которые просто решили подурачиться. И без того удручающая атмосфера уныния дополняется халтурным, надуманным, написанным на коленке сценарии, который степенью своей глупости и растянутости уже к середине фильма начинает напрягать. Возможно, что акции Дэвида О. Рассела на «фондовом рынке» Голливуда излишне переоценены и грозят лопнуть как мыльный пузырь. В пользу этого довода играет и крупный провал наконец-то выпущенного в этом году фильма «Пригвожденная», чей выход на экраны тормозился в течение 8 лет из-за низкого качества исходного материала. Смотреть только заядлым поклонникам Дженнифер Лоуренс и фанатам Эдгара Рамиреса (если такие вообще есть), кто хочет увидеть своего любимца поющим классический стандарт Something Stupid.