Свои первые обзоры я решил начать с просмотра новинок «Оскара», но работам тех категорий, которым обычно не уделяют особенного внимания. Это документальное полнометражное и мультипликационное и художественное короткометражное кино. И начну с выпущенной буквально на днях короткометражной анимационной работы «Мир будущего»
Маленькая Эмили Прайм, героиня данной анимационной картины, живет в наше время, у нее беззаботное детство. Решившись залезть в интернет, она становится свидетельницей странного события: взрослая женщина, которую тоже зовут Эмили, забирает ее с собой в психоделическое путешествие в далекое будущее.
Несмотря на несколько спорную мультипликацию, режиссеру Дону Херцфельду удалось создать настоящий взрослый анимационный фильм, в котором затрагиваются вопросы форсайта, трансгуманизма и философии. Взрослая Эмили оказывается клоном в третьем поколении по отношению к маленькой главной героине. Ее будущее, технологически продвинутое, оказывается настоящим сумрачным миром антиутопии, в котором правит научная логика и нет чувств. Проблема социального разделения так и не решена: есть богатые слои общества, есть и бедняки. Богатые могут себе позволить клонирование, благодаря которым в нового клона загружаются воспоминания прежнего и это поддерживает номинальное бессмертие, но лишает человека его чувств, эмоций, самой души. Бедные же могут загружать свое сознание в интернет. Мир полон возможностей, но для каждого они разные. Взрослая Эмили способна чувствовать в себе некоторую тревогу, но полностью лишена чувств. Подобно страдающему «вещизмом» современному человеку, она влюбляется в камень, в бензоколонку, в монстра с близлежащей планеты, в такого же клона, но также быстро с ними расстается, не испытывая никаких особых моральных мук.
Лишь обреченность человечества, которое за витком науки и техники, совершенно забыло про моральный дух, про личностное развитие. Погоня за вечной жизнью убило саму суть человека. И никакие технологии оказываются никчемными и бесполезными перед лицом угрозы, которая ставит под сомнение вида человеческого. Дон Херцфельд показывает себя пессимистом почти шопенгауэрского масштаба: без духа и воли люди ничто. Для Эмили-клона самым ценным в том погибающем мире становятся не вещи, не предметы старины, не деньги, а детские воспоминания – те самые, яркие, светлые, позволяющие с полным восторгом воспринимать окружающий мир, не замечая его темную сторону. Своей историей взрослая Эмили сообщает своей юной предшественнице о таком даре как жизнь, каждым моментом которой надо наслаждаться, проживать ее с целью, успевая сполна воспользоваться всем отмерянным временем.
Хотя в итоге получился очень странный анимационный фильм, с техникой мультипликации, которая кому-то покажется противоречивой и недостойной внимания, но «Мир будущего» - это тот вариант, когда автору удалось за не самой привлекательной формой подать сильное содержание. 17-минутная короткометражка содержит столько идей и размышлений, которых не в каждом умном артхаусном кино можно встретить. Данный мультфильм заслуженно получил свою номинацию на «Оскар», и, хотя я болею за анимацию Константина Бронзита, я не буду огорчен, если в итоге лауреатом станет эта по-своему пронзительная и умная картина.