Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Лучшее короткометражное анимационное кино

Три претендента

Премия «Оскар» - лучший к/м анимационный фильм: «Санджайя и его команда», «Мы не можем жить без космоса», «Медвежья история».

Я решил написать одной статьей свои впечатления после просмотра сразу трех картин, претендующих на премию «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм». К огромному сожалению, увидеть «Пролог» Ричарда Уильямса пока невозможно. Рецензию к работе «Мир будущего» я освещал в своем предыдущем посте. Поэтому делюсь эмоциями после просмотра перечисленных трех работ. Итак, по порядку:

«Санджай и его команда» (2015)

Марвел до добра не доводит

Студия «Пиксар», получившая заслуженную мировую известность за свои инновационные мультфильмы, со временем, стала солидным мейджором на рынке анимации, что сказалось на качестве многих ее работ. Руководство студии решило придерживаться классической политики и выделять деньги на картины, которые будут точно востребованы со стороны массовой аудитории и основного целевого сегмента – детей.

В этом плане «Санджая и его команду» можно назвать работой на грани риска, ведь, несмотря на детскую направленность, анимационная лента поднимает вопросы глобализации, противостояния разных культур и непонимания поколений. Ее главный герой – маленький Санджай – большой поклонник очередного штампованного супергероя из комиксов, который с подачи хитрых бизнесменов от мира шоу-бизнеса, воплощается не только в виде комиксов и их экранизаций, но также и приносящей многие миллионы сувенирной продукции. Для нашего героя нет ничего важнее, чем наблюдать очередную часть похождений любимого персонажа, даже пытающийся сосредоточиться на медитации собственный отец. Их взаимонепонимание рождает потенциальный конфликт.

Отец Санджайи показывается приверженцем классической культуры своей страны, в то время как сам Санджайя – типичный «продукт» глобализации. Мне почему-то сразу вспомнился известный клип Раммштейн «Amerika», где сикх в традиционном наряде курил американские сигареты, а буддийские монахи перекусывали фаст-фудом одной известной корпорации. К счастью для отца героя, их потенциальный конфликт разрешается на уровне фантазии Санджайи, где культурные основы отца, индуистские боги, воплощены в виде команды супергероев, противостоящих Санджайе и его фантазийным супергероическим друзьям, отстаивающим постулаты глобализации.

Несмотря на определенную мораль и завершенность, анимационная лента заигрывается со слишком примитивными способами подачи информации, да и уже набившая оскомину тема супергероев не прибавляет плюсов. Конечно, нас учат, что важны разные культуры и любую точку зрения надо уважать, но отсутствие драматизма и некая «детскость» подачи, необходимая для охвата как можно более широкой аудитории, оказывают не самое лучшее впечатление о картине, делая ее на данный момент самой слабой в номинации «лучший к/м анимационный фильм».

 

«Мы не можем жить без космоса» (2014)

Мечта обречена жить вечно

Когда после непопадания картины Михалкова «Солнечный удар» многие заговорили о том, что «опять наших прокатили», сделалось немного смешно, ведь творчество российской интеллигенции не сводится только к упомянутому режиссеру. Многие позабыли успех отечественного мультипликатора Александра Петрова, получившего «Оскар» пусть даже и за спродюсированную канадцами работу «Старик и море». Кроме того, нельзя забывать и выдающегося отечественного деятеля анимации Константина Бронзита, уже однажды номинировавшегося на высшую награду Американской киноакадемии за работу «Уборная история – история любви». Его новая работа «Мы не можем жить без космоса» появилась на мультипликационных фестивалях ещё в начале 2015-го года, а теперь стала доступна и широкому кругу зрителей.

Тема космонавтики, которая когда-то была частью мечтаний любого советского подростка, с приходом рыночных отношений оказалась загнана в узкое гетто малоизвестных профессий. Кроме «Бумажного солдата» Германа-младшего, пожалуй, и не вспомнить отражение темы космоса в отечественном кино. Бронзит, как мне кажется, несколько вдохновившись упомянутой киноработой, выдает трогательнейшую анимационную ленту.

Два главных героя  - претенденты на отправку в космос; у них есть только месяц, остающийся до даты старта, за это время они должны показать наилучшие результаты среди подобных им претендентов. Но кроме прекрасной физической формы и выносливости у них есть то, чего нет у остальных – это безграничная дружба и поддержка. Хотя ни один из персонажей не произносит ни слова, мы видим их историю: эти двое дружили с самого детства, их одержимость космосом всегда давала сильную мотивацию, благодаря которой эти двое оказались в числе претендентов на полет. Их взаимовыручка и поддержка помогает добиться фантастических результатов. Удивляешься, что находясь наедине, эти двое здоровых мужчин превращаются в тех же непосредственных и задорных детей, которые грезят о космосе. Полетит только один, другому придется ограничиться ролью запасного.

Но произошедшая трагедия вмиг сменит атмосферу непосредственности на ауру глубокой печали, в которую зритель погрузится с одним из героев, которому придется пройти стадии помешательства и безумия, чтобы ощутить это, «космос как предчувствие», как бесконечное пространство, в которое можно погружаться снова и снова, пусть даже и без специальных средств. «Вход только для безумных», как та грань, которая отделяет реальность от мира грез, ещё выявленная Германом Гессе в «Степном волке» - возможность снова воссоединиться, разрушить все правила реальной жизни, выдавая поистине противоречивую и поддающуюся разным трактовкам концовку. Можно ли жить без космоса? На этот вопрос нельзя сразу ответить, но точно можно сказать: нельзя жить без мечты.

 

«История медведя» (2015)

Однажды в Чили или искупление

Для Чили, латиноамериканского государства, в котором политические потрясения во второй половине 20 века, выродившиеся в 17-летний диктаторский режим, имеют свое сакральное событие. Многие деятели как чилийского кинематографа, так и иностранного, пытались разобраться, как все это произошло? Каким образом власть поддержанного народом Сальватора Альенде оказалась в считанные дни свергнута кучкой проплаченных подонков в главе с Аугусто Пиночетом, чья узурпация власти и насильственные эксперименты в экономике уничтожили десятки тысяч жизни всех людей, кто мог иметь альтернативную точку зрения на происходящие события в первые месяцы террора, а также сотни тысяч тех, кто «не вписался в рыночную экономику».

Дебютант Габриэль Осорио Варгас анализирует случившееся через призму с первого взгляда детской анимационной историй о медведе, которого разлучили с семьей. Но самое первое впечатление рассеивается в первую минуту и перед зрителем возникает настоящая трагедия, столь эмоциональная и многогранная, что далеко не всем режиссерам полнометражного кино хватает мастерства отобразить все моменты.

Медведь, живущий один, каждое утро выходит на улицу, где показывает через механическую диораму историю своей жизни. Для детей это лишь развлечение, театр механизированных кукол, но для главного героя – это личностная трагедия, которую приходится переживать снова и снова, но ему важно, чтобы весь мир об этом знал, он больше не может молчать. Живший счастливо со своей семьей, Медведь попадает в лапы государственной бездушной машины, арестовывающей всех несогласных, и не зря автором она названа не иначе, как цирк. Под аллюзией на главного героя, Медведя, которого принуждают выступать в цирке, делая с запрограммированной точностью серию цирковых номеров, мы видим весь механизм бездушной государственной машины, ломающей личность человека, заставляющей отказываться от собственных взглядов, невольно становиться конформистом в худших традициях оруэлловского «1984».

Главный герой живет лишь воспоминаниями о семье, они помогают бороться, жить дальше, невзирая на любые невзгоды. Тяга к родным помогает совершить дерзкий побег и вернуться к семье. Но то, что возможно в мире фантазии, в реальности выдает совсем иную концовку, которую можно не пережить, или найти другую цель в жизни, хотя бы ради воспоминаний о тех, кого любил. Как и героиня «Искупления» Брайони, попытавшаяся бороться с реальностью путем создания иной иллюзии, в которой все заканчивается хорошо, главный герой транслирует свои воспоминания, в финале которых ему удается увидеть своих родных и любимых. Одна большая иллюзия, но придающая хоть какой-то смысл этому бесплодному существованию. Пока будет каждое утро оживать эта история, воспоминания будут материальны, они будут оживать, показывая разрывающую душу историю о любви и вечности.

 

780


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95