Сегодня про внушение. И хотя хочется начать обзор, как обычно, с небольшой затравки, в пандан теме и вступление будет чуть-чуть другим.
Вот такая картинка на тему внушения и вдохновения.
Наши сегодняшние письма по-разному касаются этой темы.
В первом письме мы читаем пример негативного внушения.
Добрый вечер! Меня учил курить мой первый муж. Он на 4 года был старше, и его компания, соответственно, тоже была старше, где все девушки курили. Он говорил: «Не будь белой вороной — все курят и ты кури». Мой организм долго противился этому нововведению, но в итоге я всё же научилась курить.
Каролина
Плохо, когда принятие важных решений следует логике толпы.
Признаться, меня всегда бесило понятие «белая ворона». Я предпочёл бы его забыть. Хотя бы лет на 300. Как Аляску. Точно так же накрыть снежным одеялом и отправиться в море Лаптевых — там ещё много работы.
Белая ворона — чёрный ворон. В чёрно-белом цвете вижу этот конфликт. Муж говорит жене: я курю, все курят, и ты тоже кури. И она курит. Серое победило белое. Серое почернеет.
Я надеюсь, Каролина, что вы бросите курить. По крайней мере, с вашим именем вам бы больше подошла вязаная шапка, чем сигарета. Тем более теперь, когда наступает зима.
… Обратный пример в следующем письме.
Здравствуйте!
Начала читать вашу книгу сегодня, дочитаю до конца, обещаю! Себе и Вам.
Джульетта
Забавно, но справедливости ради замечу: у Джульетт никогда не было проблем с мотивацией. Это можно увидеть ещё у Шекспира. Разве что, её мотивация могла быть направлена в другую сторону. Не в сторону того, чтобы принять яд.
Другое дело, что эту сказку можно рассматривать с точки зрения эдиповой привязанности. Джульетта, как и Ромео, умирает символически, умирает как ребёнок. Потому что они возлегли. Бруно Беттельгейм сказал бы, что они узнали о своей сексуальности. Смертный сон от яда означает не что иное, как впадение в период пассивности после этого нового знания.
К примеру, у меня есть подруга по имени М. Мы вместе учились в институте. Я был безумно в неё влюблён. Однажды я сказал ей, что готов за неё умереть. А ведь это тот же сюжет, что и у Шекспира!
На днях я наткнулся на её профиль в интернете, стал смотреть фотографию (там была всего одна). И задумался: а что если прошёл период пассивности, стыда друг перед другом за чувства, и теперь мы могли бы встретиться заново?
… Иными словами: Джульетта, будем ждать вашей истории на kurilbrosil@ergosolo.ru. Наверняка вам есть что рассказать, как минимум — об истории вашей зависимости. Которая к концу книги уже останется в прошлом!
… На один миг вернёмся к картинке в начале обзора. Парень сидит на крыше микроавтобуса. Подразумевается, что этот микроавтобус принадлежит ему. Очевидно, место действия этого снимка — США. Во второй половине прошлого века эта идея — иметь свой дом на колёсах — стала популярной сначала в среде битников, а потом и среди всех остальных.
Мечта заключается в том, чтобы не так сильно привязываться к социальному механизму, как предшествующие поколения. История сообщила нам, что всё это привело к мировым войнам.
Курение, как привычка, стало особенно расхожим тоже именно в XX веке. Известно, что уже в XIX веке люди дымили, особенно в викторианской Англии, где по этому поводу даже били в набат, поскольку курение опиума из элитарного развлечения превратилось в общедоступный способ суицида.
Так вот, курение многим людям давало и даёт до сих пор возможность завязать социальные связи. Когда нет жёсткого социального механизма, вертикали, люди не знакомятся друг с другом насильно, они должны сами проявить в этом вопросе волю.
Так они закуривают. И так потом не могут бросить, потому что вместе с этой привычкой они бросают и привычный круг общения.
Пожалуй, это и есть ответ на следующее письмо, завершающее в нашем обзоре.
Прочитала уже половину книги, пока что как курила, так и курю. Желание бросить возникает практически после каждой прочитанной главы. Казалось бы, в чём проблема, бери и бросай, дело даже не в том, что я не могу справиться с желанием взять сигарету. У меня это происходит на автомате, я не замечаю того, что беру сигарету и закуриваю. Для меня всё это очень странно и непонятно.
Наталья
Глеб Буланников,
редактор 1001.ru