ЭХО Москвы "Спорим с великими"
15 октября 2001 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Константин Боровой, предприниматель, создатель первой Российской товарно-сырьевой биржи, Владимир Шахиджанян, психолог, журналист, преподаватель МГУ, Сергей Маховиков, актер, Лариса Шахворостова, актриса.
Ведущий эфира Матвей Ганапольский.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Добрый вечер! Сегодня замечательнейшая фраза великого Френсиса Бэкона. Константин Боровой, здравствуйте!
К.БОРОВОЙ - Добрый вечер!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Как вы считаете, Бэкона можно называть великим?
К.БОРОВОЙ - Мы его считали великим. Он хорошо исторически монтировался к Марксу, Ленину. Но в любом случае это великий человек, и если бы не было Маркса, он все равно оставался бы великим.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Владимир Владимирович, великий Бэкон, просто - да, нет?
В.ШАХИДЖАНЯН - Нет, конечно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - И у нас еще сегодня пара, которую вы все хорошо знаете. Это актеры кино Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова.
Итак, фраза. Бэкон сказал: "Не может быть двух более счастливых свойств для человека, чем быть немножко глупым и не слишком честным". Владимир Владимирович, обозначаем свои позиции, что скажете?
В.ШАХИДЖАНЯН - Великий Френсис Бэкон, которого разжаловали в 1628 году, был хранителем печати, лордом, но за взяточничество, неправду, ложь, подлог его лишили всего этого. И спустя лишь 20 лет, по-моему, король помиловал его. И тогда он занимался теми трудами, на которые ссылался Маркс. И сам по себе он эту фразу, как я понимаю, сказал играючи, или оправдывая себя. Он не был немножко глупым - он был довольно умным, но очень нечестным человеком. И тогда он подумал, я так считаю - ай, как хорошо! Можно сыграть в дурачка и сказать - какой же я нечестный, я же просто не знал! Не это ли часто бывает на заседаниях нашего парламента? Не это ли часто бывает у нас в быту? Не это ли иногда становится определяющим в нашей политике? Честность и глупость - эти вещи не сочетаются или сочетаются? Честность, и как же стать честным, или это невозможно в наше время. Вот что мы должны обсудить.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо, понятно. Значит, вы с Бэконом не согласны?
В.ШАХИДЖАНЯН - Нет, категорически.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Константин Натанович, кратко.
К.БОРОВОЙ - Я думаю, что все-таки это великий философ. И как многие философы, он изрекает парадоксы. Безусловно, и он относился к этому как к парадоксу, я уверен в этом. И то, что он сидел в тюрьме, не значит, что он нечестный человек. Из-за того, что он скептик, циник или изображает из себя такового, из этого не следует, что он нечестный человек. Это такая позиция, может, несколько провокационная.
В.ШАХИДЖАНЯН - Я не сказал, что он сидел в тюрьме. Я сказал, что он признал свою вину, что он был обвинен во взяточничестве, что было доказано, и поэтому...
К.БОРОВОЙ - И Вова Гусинский признал свою вину, чтобы его отпустили в конце концов!
В.ШАХИДЖАНЯН - Его не обвиняли во взяточничестве.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы сейчас не об этом. Я все-таки не понял вашей позиции. Но что вы лично считаете по этому поводу?
К.БОРОВОЙ - Я по этому поводу ничего не считаю.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, меня это не устраивает.
К.БОРОВОЙ - Я тоже себя считаю философом. Мне эта тема интересна. Я готов выслушать и высказать мнение и за, и против.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо, ладно, это тоже позиция, хотя и очень странная для меня. Мне кажется, что у вас все-таки есть ваша точка зрения. Но вы ее почему-то сейчас не говорите.
К.БОРОВОЙ - Я ее изложу чуть позже.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Лариса? Вы согласны, не согласны?
Л.ШАХВОРОСТОВА - Я не могу категорически ответить на этот вопрос...
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Категорически не может ответить никто. Вот о себе, свой личный опыт.
Л.ШАХВОРОСТОВА - Что касается моего жизненного опыта, я могу сказать так: я все время стараюсь поступать честно, насколько это требует моя природа. Но честность, она не всегда хороша. И честность иногда оборачивается той самой "немножко глупостью", поэтому фраза непростая сама по себе...
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но вы с ней больше согласны или больше не согласны?
Л.ШАХВОРОСТОВА - Скорее, второе. Потому что все очень относительно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сережа, ваша позиция?
С.МАХОВИКОВ - У меня по этому поводу своя собственная маленькая позиция. Не знаю, какую сторону я займу - Константина Натановича, Владимира Владимировича. Здесь вот какая вещь: мне кажется, что счастье лежит немного в другой стороне, чем та самая позиция, о которой сказал Бэкон. Мне кажется, что, наоборот, беда человека, выглядеть менее глупым и более честным человеком. Тот, кто хочет выглядеть менее глупым, вдруг иногда становится полным идиотом, а тот, кто хочет показаться более честным, чем он есть на самом деле, это тоже беда. А счастье лежит в какой-то другой стороне.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо. У нас в эфире Геннадий Викторович Хазанов. Добрый вечер!
Г.ХАЗАНОВ - Добрый вечер! Я уже слышал, пока добирался до дома в машине, что практически все согласны с высказыванием Бэкона.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, наоборот! Шахиджанян не согласен, Лариса - больше нет, Маховиков - больше нет...
Г.ХАЗАНОВ - Ну, раз Шахиджанян не согласен, я тоже.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но я хотел бы чуть расширить.
Г.ХАЗАНОВ - Этот критерий - немножко глупым. С точки зрения кого немножко глупым?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Критерии сами для себя выбирайте.
Г.ХАЗАНОВ - Все дело в том, что счастлив может быть только идиот.
В.ШАХИДЖАНЯН - Правильно!
Г.ХАЗАНОВ - А если он немножко глупый, это говорит о том, что он умный... И второе что?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - И не слишком честный.
Г.ХАЗАНОВ - Есть замечательное произведение у американского поэта Огдена Мэша, оно называется "Меморандум для внутреннего пользования". И там такой долгий разговор идет, и я просто процитирую две строчки:
"Позволю сказать в заключение моей печальной повести: для счастья нужна либо чистая совесть, либо чистое отсутствие совести. Остальное - это все несчастье".
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо! Я чуть-чуть поверну вопрос. Не может быть двух более счастливых свойств для карьерного роста, чем быть немножко глупым и не слишком честным. Ваш комментарий?
Г.ХАЗАНОВ - Тогда годится, потому что пока ты доберешься до высшей точки в этой иерархии, надо все время быть немножко глупым и не очень честным.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Тогда следующий вопрос. Вы можете подтвердить мои слова, что практически у всех людей есть желание карьерного роста?
Г.ХАЗАНОВ - Не у всех. Если бы это было так, то Россия была бы самой процветающей страной.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Скажите, у вас есть честолюбие? Есть желание карьерного роста?
Г.ХАЗАНОВ - У меня кроме честолюбия вообще ничего нет.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо. Можете ли вы тогда сказать, что вы, умнейший человек, умница, что вы делаете себя немножко глупым и не слишком честным в каких-то ситуациях для достижения какой-то конкретной цели?
Г.ХАЗАНОВ - Конечно! Если бы я был умным и честным, я бы вам не сказал, чтобы вы мне звонили.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он нас мучает и над нами издевается!
Г.ХАЗАНОВ - Почему? Я абсолютно честно вам говорю.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо. Теперь я прошу передать мне вопрос для интерактивного голосования.
Вопрос будет такой: согласились бы вы совершить нечестный поступок, если он сделает вас счастливее?
Г.ХАЗАНОВ - Вы знаете, самая большая проблема в том, что я не определил, что есть для меня счастье, и боюсь, что я вам отвечу - не знаю.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Согласились бы совершить нечестный поступок...
Г.ХАЗАНОВ - Вы знаете, это очень неконкретно. Что значит нечестный?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Согласились ли бы вы совершить нечестный относительно вашей морали, как вы сами чувствуете, поступок, если он сделает вас, ваше дело, то, чем вы занимаетесь, ваших окружающих счастливее?
Г.ХАЗАНОВ - Да, согласился бы.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо большое! Итак запускаем интерактивное голосование. Константин Натанович, прокомментируйте то, что сказал Геннадий Викторович.
К.БОРОВОЙ - Во-первых, он все-таки лицедей, артист...
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Лицедей - это не лицемер, правда?
К.БОРОВОЙ - Да. И он играть может все и должен уметь играть все. Я, когда был чуть моложе, глупее, я возмущался, когда любимые артисты едут помогать в избирательной кампании каким-то подонкам, бандитам. Я ужасно расстраивался. А ехали они, потому что нужны были деньги для театра. И они относились к этому очень цинично. Ну, платят и платят.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Так, идет голосование. Как всегда, предположения, какое будет голосование?
В.ШАХИДЖАНЯН -40 - нельзя и 60% согласились бы.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Константин Натанович?
К.БОРОВОЙ - Конечно, меньше 50% согласятся, ваши слушатели.
Л.ШАХВОРОСТОВА - Я соглашусь с мнением Владимира Владимировича.
С.МАХОВИКОВ - Я думаю, процентов 80 согласятся.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Боровой улыбается. Чему вы улыбаетесь?
К.БОРОВОЙ - Я знаю портрет вашего слушателя. Это все-таки романтики. Это люди, которые верят вещам, которым в наше циничное время уже можно было бы не верить. Я на их стороне, я тоже романтик, между прочим.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но истина дороже.
К.БОРОВОЙ - Это большая глупость - отказываться от счастья, даже такой ценой. Но они, большинство, конечно откажутся.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. вы хотите сказать, что они представят себя более честными?
К.БОРОВОЙ - Да, конечно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - А как на самом деле? Они прикидываются?
К.БОРОВОЙ - Нет, и на самом деле они чистые, на самом деле они такие, как это ни странно. Они слушают "Эхо Москвы"!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вы что думаете о слушателях Шахиджанян? Они на самом деле проголосуют честно или будут обманывать?
В.ШАХИДЖАНЯН - Они, конечно, обманутся, не желая даже обмануться. Они же запутаны. Они будут голосовать о мире вообще, о людях вообще, а не о себе.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Проголосовало 1723 человека. Результат: согласились бы - 54%, а нет - 46%.
В.ШАХИДЖАНЯН - Все правильно, я сказал - 50%, а здесь - 54%, на 4%, Господи! В таких погрешностях, на 1700 человек!
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос к вам, Сергей. Скажите, правда или нет, что трудно жить с умной, честной и правдолюбивой женщиной?
С.МАХОВИКОВ - Давайте мы все-таки не будем размывать. Есть 2 понятия: глупость и честность. Глупость для меня - это страшно, нечестность - тоже страшно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Так хорошо, когда женщина немножко глупа...
С.МАХОВИКОВ - Нет, плохо.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Не верю. По этому поводу очень много говорится, что женщина руководит, но мастерство женщины в том, чтобы взнуздать мужа незаметно для него.
С.МАХОВИКОВ - Я уверен, что такие игры до добра не доводят. Подыгрывать друг другу, поддерживая друг друга, а вот подыгрывать в глупости партнеру, мне кажется, это до добра не доведет.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ: Мне все-таки кажется, что трудно жить с умной и честной женщиной. Но парадокс заключается в том, что как раз мужчины до брака ценят именно таких. Именно эти качества.
Вот давайте сейчас на семейном уровне поговорим.
В.ШАХИДЖАНЯН - Умная женщина конечно лучше, чем глупая, но при умном муже. А если она умна, и муж - полный идиот, то не позавидуешь ни мужу, ни ей. Да. Женщина должна играть в семье, обязательно.
С.МАХОВИКОВ - Но в какие игры?
В.ШАХИДЖАНЯН - Играть иногда в непонимание, а иногда в понимание. Иногда не замечать, поддерживать. Она изучила характер мужа лучше, чем свой. Не врать, а играть - это разные вещи. И она не врет, она таким образом может снять плохое настроение...
Л.ШАХВОРОСТОВА -Вы сейчас очень плоско рассматриваете вопрос. Есть мудрость, обычная человеческая мудрость, не только женская. Бывает, у человека плохое настроение, бывает еще что-то, я могу уйти от ответа на какой-то промежуток времени. В тот момент, когда готов будет человек меня услышать, я тогда ему и скажу.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но это же с идеальной точки зрения, с идеалистический позиций, это - маленькая, но ложь, а Маховиков говорит, что эта маленькая ложь может привести к очень серьезным последствиям.
Л.ШАХВОРОСТОВА - Это не ложь.
К.БОРОВОЙ - Вот представим себе, что речь идет о режиссере. Вот нужно, чтобы было видно режиссера в спектакле, или нет? Мне кажется, что талантливого режиссера не видно, не видно вот этих швов. А жена - это режиссер, талантливый. И режиссер обманывает, и предлагает обманывать. Я был много раз на репетициях многих известных режиссеров. Они предлагали все время какие-то выдуманные, иллюзорные сцены, схемы, и помогали тем самым артистам. То же самое - жена.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мне кажется, что и вы, и Сережа, и Лариса говорите о лести, такой дозированной хорошей лести в семейных отношениях. Но я утверждаю, что когда идет разговор об истинном управлении семьей, то жена... Ну, например, Моруа сказал: женщины прощают все, но не правоту. Но женщины абсолютно четко понимают главенствующую роль мужчины в семье. И поэтому "под глупую" работают, оставляя за мужчиной последнее слово.
К.БОРОВОЙ -Разные бывают пары. Я знаю многих мужчин, которые не хотят этой главенствующей роли, их устраивает роль второстепенная. Знаю многих женщин, которые искренне не желают вмешиваться в этот процесс - процесс воспитания или управления мужем. По-моему, опасность какая? Мы откроем для себя истину, которую, наверное, и Бэкон знал, что во многой мудрости много печали. Кстати, это подтверждение того, что немножечко быть глупым полезно.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Достоевский и многие другие говорили о том, что с ростом ума растет печаль. Не стоит расстраиваться? Мы уже немного к другому переходим. А стоит ли быть умным?
С.МАХОВИКОВ - Я думаю, что все на самом деле высказались в мою пользу, если говорить о жене, то все-таки все подтвердили мое соображение, что лучше, чтобы жена была умна и честна, чем глупа...
К.БОРОВОЙ - Нет, я - за ложь. Сознательную ложь, которая делает этот мир или ощущение этого мира...
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Константин Натанович говорит, что, по сути, ложь в семейной жизни для блага семьи - это сознательный акт...
С.МАХОВИКОВ - Мы же не говорим о лжи или о правде, мы говорим о глупости и честности. Это разные понятия. Ложь или честность, на мой взгляд, это разные вещи. Если мы будем разбирать, есть ли игра в семейных отношениях, то, конечно, есть, а куда от этого деться?
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Давайте поговорим теперь, любит ли общество умных и честных на самом деле? Любит ли толпа?
В.ШАХИДЖАНЯН - Общество хотело бы любить, но не любит. Вспомните, как захлопывали на съезде Сахарова. Честен - да, умен - да. Вспомните, сколько трудностей уже сейчас было у Лихачева. Вспомните, сколько трудностей было у честного и умного Гейченко. Вспомните, как с трудом пробивался Лотман. Вспомните, как не дали эфир Солженицыну. Вспомните про Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Да что там говорить - почитайте книгу "Я" Юрия Петровича Любимова - вот уж человек, который никогда не врет, всегда умен.
С.МАХОВИКОВ - Общество на сегодняшний день кого заставят, того и буде любить.
В.ШАХИДЖАНЯН - Любить нельзя заставить.
С.МАХОВИКОВ - Заставят.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Секунду. Шахиджанян говорит, что любить нельзя заставить. Народ выбрал Путина, ничего о нем не зная. Это сейчас, после 11-го, после многих вещей, которые произошли в России, можно вообще как-то говорить о Путине. Он сделал то-то, то-то и то-то. Но людей заставили полюбить Путина и за него проголосовать.
В.ШАХИДЖАНЯН - Не полюбить - проголосовать. Это разные вещи.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - А почему проголосовали?
В.ШАХИДЖАНЯН - Потому что умно построили избирательную кампанию.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да как же ты проголосуешь, если ты не любишь?
В.ШАХИДЖАНЯН - Это разные вещи. И Константин Натанович согласится со мной. Современные технологии могут помочь выбрать и проголосовать за кого угодно.
К.БОРОВОЙ - Я соглашусь с этим, и действительно это вещь очень странная - электоральное поведение. Я скажу сейчас опасную вещь, но на "Эхе Москвы" ее сказать можно. 99% людей, которые приходят голосовать, избиратели - это люди, которые не включают мозги. Совсем. Это быдло, поведение которого основывается не на разумности, это непрогнозируемое поведение. Это поведение толпы. Когда захлопывали Сахарова, там сидел один человек, которого я сейчас считаю своим другом, и он тоже захлопывал. Это совершенно другая история. Это толпа. Она ведет себя как стадо. К сожалению. И не быть в этом стаде, в этой толпе, для этого надо иметь мужество колоссальное, фантастическое. Надо иметь волю безумную, надо иметь высочайший интеллект. И на это способны десятые доли процента в нашем обществе, к сожалению.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я здесь не соглашусь с вами. Мне кажется, что голосуют не потому, что быдло, а потому, что просто не понимают, кто этот Пупкин, Тютькин...
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - У нас на связи Геннадий Хазанов. Еще раз добрый вечер! Мы сейчас говорим о сознательной глупости или бессознательной глупости в аспекте успешной карьеры, продвижения по службе, жизни в социуме. Кто-то сказал, что честного можно играть, позиционировать себя как честного человека, только тогда, когда все козыри у тебя на руках. Вы согласны с этим? Как по-вашему, общество, толпа любит истинно честного, истинно умного?
Г.ХАЗАНОВ - Толпа вообще не задает вопрос: честный или умный. Толпа задает только один вопрос: отвечает ли чаяньям этой толпы то, что произносит этот человек. И все. Потому что понятие чести у толпы вообще не существует.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - А толпа, это сколько, на ваш взгляд? 100 человек это уже толпа?
Г.ХАЗАНОВ - Может быть толпой и 10.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я видел некоторые ваши выступления. И монологи, которые вы читали, суть их вызывала резкое неприятие. Хотя вы точно так же критиковали то, что происходит, точно так же, как вы это делали всю свою жизнь. Ну, у сатирика такая роль. Но раньше это принималось на ура, и теперь даже позволяют себе захлопать. Почему? Ведь вы говорите правду?
Г.ХАЗАНОВ - Дело в том, что правда в данном случае субъективна.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Получается, что честность в результате - привилегия человека, не каждый открытую честность может себе позволить.
Г.ХАЗАНОВ - Честность - это такое модульное понятие.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ У вас есть какая-то позиция. В ваших монологов - это вы сами. Там на 90%, на 100% вы. Вы не говорите ни одного слова, если вы под ним не подписываетесь.
Г.ХАЗАНОВ - Да.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Поэтому вас, я не говорю - любят, вас уважают. Поэтому Хазанов - это Хазанов. Пусть не любят, пусть захлопывают, что известно, но уважают, понимаете? Поэтому ваша честность - это ваша привилегия.
Г.ХАЗАНОВ - Да, наверное. Просто для того, чтобы больше себя не подставлять в подобную ситуацию, я перестал выходить на эстраду.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но вы себе не изменили.
Г.ХАЗАНОВ - Ну, я стараюсь. Потому что для меня выйти и говорить не то, что я думаю, не то, что мне хочется, не то, что я считаю нужным, для меня это мучительно, и лучше не выходить.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо большое! Вот, главный вывод, к которому я прихожу, к великому сожалению. Давайте его коротко обсудим. Получается, что честность в нашей жизни, и наверное, это было всегда, просто горько это осознавать, - это привилегия сильного человека. Если ты не сильный, то Френис Бэкон - два счастливых свойства, быть чуть глупым и не слишком честным. Что вы думаете по этому поводу?
В.ШАХИДЖАНЯН - Я не соглашусь, что это привилегия, не соглашусь с Геннадием Викторовичем Хазановым, которого давно знаю. Боюсь, что не выходит он на эстраду по другим причинам. Он как говорил, так и будет говорить, и врать никогда не согласится. Это актерство в данной ситуации у Геннадия Викторовича - не дай Бог захлопывать начнут. Это же страшно для артиста. Что касается политиков, писателей, учителей - мы, к сожалению, все время врем. Это неизбежно. В школу приходит мальчик, и 10 лет он в атмосфере вранья. "Тройка" которая на самом деле "двойка", призвание которого нет, дома надо обмануть, учителя надо обмануть, и мы готовим, мы приучаем людей врать. Это повсеместно.
Знаю я людей, которые не врут? Знаю. Но, увы, их процент, к сожалению, очень-очень мал. Но будем надеется, что этот процент будет увеличиваться.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я остаюсь на своей позиции. Правда сейчас - это удел сильных. Лариса, подводим итоги.
Л.ШАХВОРОСТОВА - Я думаю, что честность не всегда проста в нашей жизни, но мое убеждение, что чем больше будет честных людей, тем будет лучше и легче жить.
С.МАХОВИКОВ - Я - на позиции Матвея, и считаю, что честность от слова "честь", это привилегия сильного и воспитанного человека, потому что правда и ложь - это немного другие понятия.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Так все-таки, надо быть сильным, чтобы иметь право на честность?
К.БОРОВОЙ - Да, в общем, копытами затопчут иначе, и примеров тому много. Привилегия мудрых и сильных - только такой рецепт годится. Но в библии написано, что во многой мудрости много печали, так и в жизни. Это сила, которая не приводит к победе.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Френсис Бэкон сказал: не может быть двух более счастливых свойств, чем быть немножко глупым и не слишком честным. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ясно только одно: к сожалению, чтобы быть честным, надо быть сильным. С этим все согласны?
Л.ШАХВОРОСТОВА - Да.
В.ШАХИДЖАНЯН - Духовно, по крайней мере.
К.БОРОВОЙ - Да, конечно. Проверил на себе.
М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо всем!