Ретроспектива экранизаций Стивена Кинга.
У меня отношение к Кингу двоякое. Странное. Я стараюсь говорить о нём как можно реже, но всё равно постоянно возвращаюсь к этому имени. Я стараюсь не смотреть фильмов «по его книгам» и часто обвиняю самого Кинга в недостатке вкуса, в самоповторах и т.д. – но я смотрел их почти все. Действительно, если среди создателей вдруг упоминается имя этого писателя, оно воздействует гипнотически.
Дело примечательно тем, что экранизаций действительно очень много. Слышал я, что Кинг с самого начала за это и денег не просил – лишь символический доллар. Впрочем, в это не верится, думаю, доходы всё-таки есть и они больше, чем просто доллар с фильма. Множество удачных экранизаций, тогда все говорят, что книги фильма удивительно «кинематографичны». Много и неудач, откровенно проходных вещей: поклонники пожимают плечами, говоря, что невозможно в кадре передать всю мощь, глубину и разнообразие писательского слова.
Постараюсь быть проще и объективнее, вместе с Вами пройдусь по всей фильмографии Кинга и выскажу мнение по особенно выдающимся картинам. Ну, или по картинам шумно провалившимся. Само собой, многое буду пропускать, а то ведь можно писать бесконечно.
Кэрри, 1976 г., реж. Брайан Де Пальма
Возможно, одна из первых кино-историй про девочку, над которой издевались в школе, а она возьми, да и отомсти всем подряд. Разве что здесь вместо огнестрельного оружия, как это обычно теперь бывает, героиня использует телепатические способности.
Знаменитая сцена с окровавленной Сисси Спейсек…
Молодой Джон Траволта…
Сумасшедшая фанатичная мать главной героини, помешанная на религии и «избавлении». Довольно частый образ Кинга. Можно сказать, его личный шаблон. Но здесь этот образ ещё смотрится свежо, врезается, впечатляет и раздражает. – всё, как нужно!
Сияние, 1980 г., реж. Стенли Кубрик
Эталон жанра! Самая необычная и, наверное, самая нашумевшая в своё время экранизация. Стоит заметить, что Кингу она не понравилась. Слишком уж своеобразное авторское видение у Кубрика. Картина свежо смотрится и сейчас, многие эпизоды разошлись на «интернет-мемы». Завораживающая игра Николсона. Первые в своём роде «зловещие девочки» (недавно узнал, что Кубрик вдохновился одной фотографий Дианы Арбуз), породившие целую традицию «зловещих, смотрящих исподлобья, бледных детишек».
Как таковых «страшилок» и легкомысленных аттракционов здесь почти нет. Медленное схождение с ума главного героя. Медленно и гнетуще нарастающее напряжение. Тот ещё саспиенс!
А вот «Куджо», 1983 года я не смотрел.
И не читал. Но недавно, пройдясь по кинопоиску, подумал, что, может быть, и зря. Что-то похожее на хичкоковских птичек. Но про собаку. Интересно – как хорошо удалось автором продержать напряжение, интригу в полном метре? Когда единственный сюжетный узел и аттракцион – необычайно злая собака, загнавшая героев «в угол».
Мертвая зона, 1983 года со знаменитым Кристофером Уокеном в главной роли.
Честно говоря, фильм получился скучноватый, пресноватый, весь выдержанных в каких-то сонно-туманных тонах, вообще характерных для многих фильмов того времени (лишь гении вроде Кубрика подобного тумана избегали). Но здесь режиссер не менее заслуженный и известный Кроненберг, поэтому для меня загадка: почему всё же получилось так плохо? Не знаю. Может быть, как раз тот случай когда «невозможно передать всю мощь книги». Но книгу эту я не читал, не знаю.
Сюжет здесь рыхлый, какой-то неравномерный, невыстроенный. Персонажи, их действия, реакции, поступки – всё какое-то пластмассовое и неправдоподобное. Кинг угадывается ближе к кульминации, когда у главного героя появляется мысль убить новоявленного политика-злодея, который, если этого не случится, «станет ещё хуже, чем Гитлер». Герои здесь задаются достоевщенскими вечными вопросами, типа «вошь или право имею», но с особой, часто свойственной писателю, наивностью.
Примечательно то, что здесь, возможно, впервые появился забавный типаж «парня с паранормальными способностями», который всенепременно должен помогать полицейскими в расследовании особо запутанных дел. Этот образ часто повторяли, коверкали и пародировали. К сожалению, подтвердить свою догадку с помощью гугла я не смог: весь интернет забит болтовней об битвах экстрасенсов на тнт и выудить что-то про Мёртвую зону будто и нереально.
«Кристина» 1983 года. Не смотрел. Не читал. Но помечу. Сюжет странный. Про автомобиль-убийцу. Машину, привязывающую к себе своих владельцев.
А дальше… 1984 год.
Замечаете, какой маленький интервал между перечисляемыми фильмами? Удивительно, ведь это был просто невероятный взрыв популярности. Да, Кинг уже был достаточно известен и до «Керри» Де Пальмы, но, согласитесь, кино всегда охватывает куда большие аудитории.
Дальше - легендарные «Дети кукурузы»!
Необычайно жестокие дети, загадочный маленький городок, зловещий культ и безвыходная западня, в которую угодили главные герои.
Опять же – тема религиозного, мистического фанатизма, раскрывая здесь всё с новых сторон и ещё не настолько заезженная.
«Порождающая огонь» 1984 – не видел, не читал, заинтересовался. Трейлер не заинтриговал, кажется эдакой проходной вещью, почти как «Мертвая зона». Однако – детская роль прекрасной Дрю Бэрримор. Кроме того – возможно и здесь впервые был замечен ещё один распространённый типаж. Собственно: девочка, воспламеняющая взглядом. По настроению.
На сегодня, пожалуй, всё. Как видите, и малой доли ещё не охватили, а обзор уже получился большой. Будем продолжать!