В продолжение темы «секса в кино» добавим ещё несколько характерных его типов.
Кадр из фильма "Шарлотта навсегда"
Провокационные фильмы. Здесь секс и всё сексуально подаются так, что заведомо могут, или даже должны оскорбить потенциальных зрителей. Как можно большее их количество. А лучше демонстрировать и что-нибудь девиантное, болезненное, категорически неправильное. Однако обычно это не умаляет художественных достоинств фильма. А напротив, художник, он же автор, он же режиссер просто позволяет себе большую свободу, позволяет себе резкое высказывание и по возможности играет с публикой. Такими, например, были странные фильмы французского шансонье Сержа Генсбура. Один фильм, например: про почти-инцестуальные отношения отца и дочери-подростка. Тема ещё скандальнее, когда мы осознаём, что в роли отца снимается сам Генсбур, а в роли его дочери – дочь Генсбура, Шарлотта. Тем не менее, фильм вполне себе приличный, содержательный, интересный и его можно рекомендовать к просмотру.
В подобных фильмах если и есть так называемые «постельные эпизоды», то это всегда и необычно и броско и блистательно.
Подобные фильмы – не о сексе, про секс – в девяти из десяти случаев – это фильмы про нас, фильмы о нашей душе.
Далее следуют фильмы «манипуляционные». Это уже деструктивный пример. Будто не было никогда на свете ни Феллини, ни Генсбура – авторы-манипуляторы привлекают потенциального зрителя… подумать только! Тем, что они делают «нечто крайне скандальное и бесконечно сексуальное». Как правило это привлекает именно людей, вообще не знакомых с кинематографом. Им кажется, что перед ними открывается нечто новое, революционное, тогда как подобным революциям, как говорится, сто лет в обед. Как правило, в таких фильмах кроме этого «срыва покровов» нет ничего – ни интересного сюжета, ни замечательной актёрской игры, ни режиссуры, ни вменяемого художественного решения. В пример, пожалуй, назову недавно прошумевшие, но совершенно ничего из себя не представлявшие «Оттенки серого».
Ну, и напоследок немного о жанре, который я, пожалуй, слишком часто вспоминаю в нашей рубрике… Молодёжная, «вечериночная» комедия. Особый стиль построения сюжетов. Особый тип мировоззрения у всех персонажей этих фильмов. Все они буквально помешаны на сексе. Секс – не цель и не средств, секс – суть существования, основа, кирпичик, минимальная единица. И его, как правило, не хватает.
Кадр из сериала "Блудливая Калифорния"
Рассказывать об этих фильмах дело, само собой, неблагодарное, хотя они и по-своему интересны… в рамках же сегодняшней темы они интересны ещё и тем, что и вправду будто создают уникальный мир со с особенной системой ценностей, координат, взаимоотношений. Эти системы не хороши и не плохи, но они закономерны и уникальны. Таким образом, вспоминается замечательный сериал с Дэвидом Духовны «Калифорникейшн», где тоже весь мир построен на сексе – и не важно, происходит ли он в кадре, или о нём только говорят. Эта тема взвинчена на столько, что в какой-то момент у зрителя теряется чувство реальности. Сериал переводится в режим сказки.
На этом всё – но мы можем продолжить беседу в комментариях. Об уместности секса на телеэкране, о возможностях его изображениях, о каких-либо табу, через которые вы не рекомендовали бы переступать киношникам?