27 июля стало известно, какую форму примет расставание американского производителя лифтов Otis с российским рынком. Активы компании приобретает российский холдинг, сделку как особо важную курирует Минпромторг. Как говорится, хорошо, когда ясность: о том, что так или иначе американцам придётся из России уходить, стало понятно ещё в марте этого года. Что будет дальше с российским рынком лифтов и лифтового сервиса — выяснил «МК».
ФОТО: ЛИЛИЯ ШАРЛОВСКАЯ
Новые контракты в России Otis не заключал с начала марта, однако до сих пор аккуратно исполняет обязательства по действующим. В частности, поставляет запчасти. Но делать это, как и пояснили представители фирмы, всё труднее по причине экономических и логистических санкций.
По словам чиновника, российская площадка, принадлежавшая Otis, «сохраняет полную работоспособность: остаётся производственное оборудование, технология, сохраняются компетенции и рабочие места».
В тактическом смысле речь идёт не об уходе, а наоборот, о возобновлении деятельности: принимать заказы и производить новые лифты, как обещает Мантуров, начнут с 1 августа. Отраслевые эксперты уверены в том же: речь не о разрушении, а о старте новой схемы работы.
«Компания «Отис», очевидно, пошла по тому же пути, что другие компании: чтобы сохранить лицо перед своими заказчиками на Западе, объявили о продаже бизнеса, но, скорее всего, присутствие на рынке сохранят», — сказал «МК» Алексей Захаров, первый вице-президент Национального лифтового союза. По его словам, перемена названия возможна, но просто так уйти «Отис» не может.
— У них в России работают два завода: цех по производству лебёдок (совместный с Щербинским лифтовым заводом), а также завод полного цикла в Санкт-Петербурге, — перечисляет эксперт. — Эти предприятия работают очень давно, и оснований подозревать, будто их уничтожат, пока нет.
Уникальные запчасти и сейчас, и в будущем возможно возить по схемам параллельного импорта, тем более что Otis от своих обязательств перед российскими клиентами не отказывался, подчёркивает эксперт. О лифтовом сервисе нужно сказать подробнее: вот уже несколько лет как Otis в России практически не обслуживает массовые лифты.
Внедрение этого совместного предприятия в московское городское хозяйство было столь же авторитарным, сколь и само тогдашнее городское хозяйство. Просто тогда всем казалось очевидным, что побороть лифтовую разруху — прожжённые кнопки, изрезанные панели и так далее, можно только конкуренцией.
Надо сказать, это сработало: именно «отисовские» (хотя и далеко не такие гламурные, как в ЦМТ) лифты первыми в Москве приобрели металлические антивандальные внутренние панели и кнопки. А коллаборация (как сейчас сказали бы) с Московской зеркальной фабрикой сделала и зеркало почти обязательным атрибутом московского лифта.
К началу 2010-х годов эта миссия была, пожалуй, выполнена: антивандальным и вполне приемлемым эстетически стандартом овладели и отечественные производители, в подъездах навели порядок. И «МосОтис» стала всего лишь одним из равных конкурентов на рынке. Хотя, конечно, одним из самых мощных.
Сможем ли мы прожить без «Отиса»? Сейчас — конечно, да, вот в начале девяностых это была бы реальная потеря. В 2021 году из 46 тысяч лифтов, закупленных в России для плановой замены, 34 тысячи были российского производства, ещё 7000 белорусских. Это означает, что даже в случае перебоев с поставками «бывшего Отиса» нарастить производство будет не так уж сложно.
Антон Размахнин, Дарья Тюкова