Минюст утвердил сложившуюся ранее практику приема экзаменов для водителей: испытания могут проходить на учебных площадках и машинах автошкол, а не только на базе автоинспекций. Ведомством зарегистрированы соответствующие приказы МВД. Ранее на необходимости принятия подобных документов настаивали представители отрасли. Впрочем, в вышедших приказах эксперты обнаружили нюансы, из-за которых процесс сдачи экзамена может стать неудобным для граждан. Более того, в ряде регионов, предупреждают автошколы, процесс проверки навыков вождения может вообще приостановиться.
Приказы №32 и №33 МВД зарегистрированы Минюстом и вступают в силу в конце следующей недели. Они определяют порядок взаимодействия ГИБДД и автошкол во время проверки у граждан знания правил и навыков вождения. 80% экзаменов на права, напомним, для экономии бюджетных средств принимаются на материально-учебной базе автошкол с использованием площадок и машин.
В приказах подробно прописан порядок сдачи экзаменов. После подачи заявки ГИБДД проверяет, соответствует ли автошкола установленным требованиям (в частности, учебная площадка должна быть не менее 0,24 га). Допущенные ГИБДД школы за месяц до окончания срока обучения направляют в Госавтоинспекцию заявку на сдачу экзамена группой учеников. ГИБДД проводит проверку, нет ли у кандидатов медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, не были ли они ранее лишены прав и так далее.
Особые правила будут действовать для автошкол, обладающих компьютеризированным автодромом (все маневры кандидата в водители фиксируются автоматическими датчиками, без участия проверяющего; всего их 30 в РФ). В сентябре 2016 года приказом МВД закреплено: внутренний экзамен (теория и площадка) в такой автошколе засчитывается как экзамен в ГИБДД (инспектор проверяет только навыки вождения в городе). Однако эта норма не действовала, так как не было инструкции по взаимодействию инспекторов с такими организациями.
Первую версию документа ГИБДД разработала еще в 2016 году, в начале 2017 года после подписания главой МВД Владимиром Колокольцевым приказы переданы на регистрацию в Минюст. В начале мая в ведомство с просьбой ускорить согласование обратилась Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ), о чем сообщал “Ъ” 12 мая.
Регламент должен упростить сдачу экзаменов для граждан, считает глава ассоциации автошкол Саратовской области Дмитрий Скворцов: «Сдавать на площадке и машинах, к которым привык ученик, психологически комфортнее, чем садиться за руль гаишной машины». Президент МААШ Татьяна Шутылева оптимизма не разделяет. Она ссылается на первоначальную версию приказа: экзамены для учеников автошколы, выполнившей все требования ГИБДД, проводятся, как правило, в классе, на площадке и на машинах учебного заведения. «Теперь этой нормы нет,— пояснила она “Ъ”.— Образовательная организация вложит огромные средства, чтобы соответствовать требованиям, а инспектор, руководствуясь собственными соображениями, экзамен назначит в другом месте. Все ожидали, что появятся прозрачные правила игры, нормативно закрепленное партнерство между автошколами и ГИБДД, но нет». В итоге, по словам Татьяны Шутылевой, сохраняется риск, что граждан будут отправлять сдавать на права за 100–120 км от места обучения.
Одновременно, как стало известно “Ъ”, появилась и новая проблема, связанная с выдачей заключений ГИБДД о соответствии материально-учебной базы и согласовании программ обучения автошкол. Без этого документа, напомним, не действует образовательная лицензия. Заключения выдаются Госавтоинспекцией с 2014 года, для этого в региональные подразделения было направлено письмо-инструкция №13/4-у-7104. Теперь этот документ не применяется, следует из письма врио начальника ГИБДД России Владимира Швецова, направленного в регионы в конце апреля 2017 года. Госавтоинспекция готовит новый нормативно-правовой акт (скорее всего, приказ МВД). «Автошколы постоянно получают новые заключения взамен старых,— говорит госпожа Шутылева.— Если процесс остановится, инспекторы на местах не смогут выдавать документы, у них нет инструкций. Это чревато серьезными проблемами: автошколы не могут осуществлять образовательный процесс без заключений, а ГИБДД не может допускать на экзамены кандидатов в водители, если они учились в автошколах, нарушающих установленные требования. Пока этого мы не наблюдаем, но риск серьезных сбоев в ранее отлаженном процессе высок».
Иван Буранов