В этом году к многочисленным почетным наградам и премиям композитора,отметившего 80-летний юбилей, прибавились еще две : премией Шостаковича был отмечен его вклад в развитие мировой музыкальной культуры и «Золотой маской» работа над спектаклем «Преступление и наказание» в Московском театре Мюзикла.
***
- Я окончил Московскую консерваторию в 1960 году, и вскоре после этого у нас в стране появился пенвый синтезатор,названный «АНС» - («Александр Николаевич Скрябин») .Как известно , великий русский композитор одним из первых в мире проводил эксперименты в области расширения технического арсенала музыки. Я увлекся электронной музыкой и с тех пор, несмотря на жесточайшие упреки к склонности к формализму и прочих «страшных» грехах! - не порываю с этим направлением.
Нужна ли электронная музыка? Теперь это уже не вопрос! Молодые, да и не только молодые музыканты с годами стали воспринимать ее не как эксперимент, а как совершенно естественное направление в музыкальном искусстве, как должное,»всегдашнее». Ведь, действительно, прислушайтесь: окружающий нас современный городской мир – звуковой фон нашего бытия наполнен рок-музыкой. Современный композитор не может ее не слышать!
Используя новые технические средства для создания новых звучаний, я работал над музыкой к фильмам Андрея Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» и Андрея Кончаловского «Сибириада». Разумеется, каждый раз в зависимости от задачи поставленной режиссером, я искал разные решения: отдельно от экрана киномузыка для меня не существовала.
Обычно перед началом нашей работы Тарковский долго рассказывал – нет, не о том, какая музыка ему нужна! - а о ситуации, которая возникает по ходу сюжета, о характерах героев, об актерах, о монтажном построении картины. На запись музыки он никогда не приходил. Поэтому, работая без режиссера, не зная точно, что ему пригодится, мы записывали, как правило, очень много музыки, из которой Тарковский затем выбирал, то что, на его взгляд, требовалось. При этом надо учесть, что Тарковский, считая кино слишком молодым искусством, не имеющим собственных корней, находил нужным «подкреплять» его корнями других искусств созданных веками человеческой цивилизации – музыкой, живописью .Очевидно поэтому в кадрах фильмов Тарковского можно встретить репродукции картин старых мастеров, а в музыке – цитаты из Баха или Бетховена.
В «Зеркале» музыкальное решение сравнительно просто. Это как бы звукозапись, помогающая восприятию изображения. Иначе решен только эпизод перехода через Сиваш - на одном аккорде, который исполнен на синтезаторе в разном тембре ( «перемещение тембра» - есть такой специальный термин для обозначения этого приема : аккорд несколько раз «пропускается» через синтезатор, и каждый рз звучит по-разному, приобретая новые краски). В прежние времена сказали бы , что это вообще не музыка! Но в кино это музыка.
То, что я написал в первом варианте для «Сталкера» , Тарковский забраковал и сказал, что ему в данном случае нужна музыка в духе дзэн-буддизма, чтобы выразить нечто недостижимое, далекое… Тогда я решил использовать восточные инструменты ( в сочетании, разумеется, с синтезатором!), варьируя по-разному одну музыкальную тему. Такой вариант режиссер принял, хотя и был момент, когда он говорил, что может быть музыка в этом фильме вообще не нужна, достаточно будет конкретных шумов, но потом почувствовал, что изобразительный материал все-таки требует подкрепления.
В музыке к «Сибириаде» Кончаловского сочетаются народные темы с электронной музыкой в стиле «Рок». Меня часто спрашивали, как удалось объединить эти два противоположных направления. Мне думается, что противопоставления тут нет и не должно быть опять-таки потому, что если в фон нашего бытия органически входит рок-музыка, то она так же органически входит м в стилистикук любого музыкального решения.
Как определить, каков по своей стилистике окружающий нас звучащий мир? Он эклектичен! И я думаю, что эклектика должна быть принципом музыкального решения , если и не всех, то многих фильмов.
Возвращаясь к «Сибириаде», хочу напомнить, что режиссер задумал это произведение, как действо, в котором происходит противоборство людей и стихии огня и воды. Огонь и люди – это и стало основой музыкальной концепции картины. Тема огня воплощена в электронной рок-музыке, земная тема людей – в звучании хоров и симфонического оркестра. Музыкальная тема огня повторяется в разных тембрах, звук перемещается в пространстве. Тема земли, людей решается в традиции «Болеро» Равеля – одна тема , мелодически не меняясь, звучит в разной инструментовке – симфонический оркестр, например, дополняют электронные звучания. Сибирский характер этой темы я специально разрабатывал с консультантом по народной музыке.Кроме того в «Сибириаде» на кадрах тайги, которых в картине немало, звучат шумы, шопот, шорохи – лес одухотворен, он как бы говорит человеческим голосом.
… С далеких времен нашего первого «АНСа» синтезаторы многократно совершенствовались. Техника стала более тонкой и могущественной, что ведет к постоянным новым интересным открытиям.
Наталия Колесникова