Франция намерена поддержать художников, писателей, режиссеров, работников театра, заявил сегодня президент Эмманюэль Макрон по итогам встречи с деятелями культуры. Министру Франку Риестеру поручено заняться выполнением поставленной президентом задачи. «Надо, чтобы вновь ожили творческие центры и чтобы публика вернулась»,— говорит господин Макрон. Но сделать это почти невозможно, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
«11 мая музеи, художественные галереи, библиотеки должны открыться,— сказал Эмманюэль Макрон.— Надо иметь возможность открыть и театры, хотя бы на время репетиций». Он встретился с утра с 12 деятелями культуры, среди которых были кинорежиссеры Эрик Толедано и Оливье Накаш, актрисы Сандрин Киберлен и Нора Криеф, театральный режиссер Станислас Норде, дирижер Себастьен Досе, певица Катрин Ринье. Двенадцать присяжных пытались донести до президента свое видение приговора, вынесенного искусству на карантине.
Карантин, введенный во Франции для всех граждан 17 марта, задолго до этого успел ударить по культурным учреждениям. С уменьшением разрешенного числа посетителей закрылись главные музеи, театры, кинозалы. Крупные фестивали отменялись один за другим — Франция лишилась в этом году и Каннского, и Авиньонского, и Экс-ан-Прованского, не считая региональных фестивалей и городских праздников, которые тоже давали заработок артистам и художникам.
Парламентарии, члены комитетов по культуре, направили премьер-министру Эдуару Филиппу призыв немедленно помочь художникам, напоминая о долге благодарной страны перед последними. Речь не о туманных позициях «национального престижа», а о том, что культура составляет в валовом национальном продукте Франции в семь раз больше, чем автомобильные заводы. Помогая культуре, страна помогает себе.
Президент Макрон пообещал создать специальные фонды, чтобы поддержать съемочные группы, вынужденные в условиях карантина остановить работу. Недавно открытый Национальный центр музыки получит субсидию €50 млн. Писателей, художников, фотографов на четыре месяца освободят от социальных выплат. Театральным работникам, зависимым от антреприз и фестивалей, скостили год, в течение которого они должны были набрать положенные часы работы. Президент хочет начать большую кампанию государственных заказов, предназначенных преимущественно для молодых, до 30 лет, художников, актеров, литераторов.
Однако впечатление от выступления Эмманюэля Макрона двойственное. Недаром любящие критиканство французы уже говорят, что не с теми он советовался и не то предлагает. Ну в самом деле, всегда ли применим совет президента художникам и артистам идти в школы работать с детьми, пользоваться возможностью «совершить революцию в доступе к культуре и искусству»? Эмманюэль Макрон призывает придумать новые формы, соответствующие новым условиям: «Ничто не мешает нам изобрести что-то другое в меньшем масштабе, без публики совсем или с небольшим количеством публики». Какими бы ни оказались эти формы, пока что попытки музеев и театров открыться на время карантина в сети едва ли можно назвать успешными.
К примеру, Парижская опера, по словам ее директора Стефана Лисснера, к концу года придет с дефицитом €40 млн. Конечно, тут можно злорадно вспомнить предшествовавшие вирусу месяцы забастовок, когда опера решила поддержать трудящихся, лишив своих артистов практики, зрителей — купленных билетов, а саму знаменитую институцию — миллионных сборов. Но Лисснер искренне не понимает, как сможет работать театр в новых санитарных условиях. «Невозможно отменить антракты, когда опера вроде "Тристана и Изольды" идет пять часов. Впустить 2700 зрителей, сохраняя дистанцию,— это невозможно. Дистанция в оркестре, в хоре — это невозможно»,— горячится он в интервью France Inter.
Парадокс, во-первых, в том, что чем успешнее и популярнее театр или музей, тем раньше ему пришлось закрыться — и тем позже он может рассчитывать открыться. Во-вторых, без публики не обойдешься. Очень точно сформулировала это в открытом письме президенту актриса Изабель Аджани: «Пришла пора объявить чрезвычайное культурное положение, поскольку культура несовместима с социальной дистанцией».
Люди будут заражать друг друга вирусами, а не эмоциями. Страх перед посторонним, боязнь толпы, все психологические последствия карантинного заточения ударят по культуре так же сильно, как и экономические потери.
Алексей Тарханов