Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов на днях заявил, что в России, по всем признакам, разворачивается настоящая эпидемия «скрытой безотцовщины». Проведенный командой депутата офлайн-опрос показал, что среднестатистический папа в Москве уделяет своим детям 35 минут в день. А 18% папаш и того меньше – 15 минут и меньше. К чему все это может привести и как нужно доводить до мужчин важность их роли в семье, «МК» обсудил с разных сторон – с экспертами, включая психологов, и многодетными отцами.
Больше 50% опрошенных российских отцов сослались на недостаток времени из-за работы и домашних обязанностей, а 23% сказали, что просто не знают, как организовать досуг с детьми. Однако все не так печально: 89% респондентов хотя бы имеют желание проводить с детьми больше времени. А вот 53%, к сожалению, уверены, что для интересных развлечений нужны деньги, которых у них нет.
Психологи, между тем, напоминают, чем вредно для развития ребенка невнимание папы.
– Функция папы в воспитании ребенка невероятна важна и ценна. Если мама – в основном, принимающая, поддерживающая сторона, которая дает ребенку ощущение безопасности, то отец, начиная с трех лет, образно говоря, берет ребенка за руку и выводит его в социум, – объясняет практикующий психолог Светлана Петренко. – Знакомя его с социумом, отец говорит: я могу тебя защитить. В социуме есть не только хорошие люди, но и плохие, там есть борьба, разные соревнования... Но есть и много интересных дел, которыми можно заниматься. Поэтому роль папы, прежде всего, огромна именно в процессе социализации ребенка.
До шести лет ребенок впитывает в себя все, что происходит в окружающем мире. И главные его учителя – мама и папа. Он впитывает их отношение к себе и их отношение друг к другу. Их отношение к жизни. И это впечатление о мире остается у человека на всю жизнь, помещаясь в бессознательное; он живет, опираясь на него. И строит свое поведение в соответствии с тем представлением о мире, которое он получил в раннем-раннем детстве, когда родители еще даже не задумывались о том, что это может влиять на формирование будущего их ребенка.
Если, предположим, мальчик не знает, как ведет себя отец, то, когда он вырастает и становится сам отцом, ему очень трудно выстраивать свои отношения с детьми. Если нет реального образа перед глазами, то он заменяется либо фантазийным, каким-то идеальным, которому практически невозможно следовать, либо мужчина начинает считать, что у него ничего не получится, потому что он не знает, каким должен быть отец.
Другая опасность, о которой предупреждает психолог, – если ребенок не чувствует внимания папы, у него формируется ощущение своей ненужности. Дело в том, что у детей до шести лет психика утроена так, что все, что с ними происходит негативного, они принимают на свой счет. «Я плохой», потому что папа не уделял внимания, «я плохой», потому что папа меня не любит. «Я пустое место», «на меня не обращают внимания, я недостоин».
– Некоторые отцы оправдывают свое неучастие в воспитании детей тем, что не знают, как с ними заниматься, во что играть.
– Если вы не знаете, во что с ним играть, что с ним делать, то самое простое – просто уделить ему время, допустим, взяв за правило говорить 15 минут в день, – советует психолог. – Если вы очень загружены работой и устаете, то договариваетесь с ребенком, что «два дня в неделю или день в неделю я делаю с тобой все, что ты захочешь» в течение определенного времени. Предоставьте ребенку право выбора, что вы будете с ним делать. Например, он может захотеть посмотреть вместе с папой фильм, который ему нравится, дети помладше – поиграть в их любимые игры.
Но самое главное, чтобы вам в этот момент не было скучно, неинтересно, – вы должны сосредоточиться на ребенке, углубиться в его интерес. Если у вас получится проникнуться его интересом, это будет прекрасно.
Самое простое, что может сделать папа, – задавать ребенку вопросы, например, такие: «А что у тебя сегодня было самым интересным за день?», «А что тебя расстроило (или порадовало)?». Или, более детальные вопросы: «С кем ты чаще всего играешь на переменах (в садике)?», «Если бы ты с кем-то хотел поменяться местами, кто бы это был, и почему?», «Что будут делать твои друзья в выходные?» – это такие вопросы, которые помогут вам прикоснуться к внутреннему миру своего ребенка, а он при этом почувствует, что он вам интересен, что он для вас ценен такой, какой он есть.
На своем примере о роли папы в семье «МК» рассказал отец восьмерых детей Иван Вечеринский из Орловской области (об этой семье «МК» писал ранее). Здесь нужно сделать оговорку – их большое семейство проживает в сельской местности в своем доме.
– В первую очередь, отец воспитывает детей собственным примером, – уверен Иван. – Папа дома работает, и дети видят. И они начинают помогать ему по мере своих сил. Я научил своих мальчиков работать со всеми инструментами – и циркулярной пилой, и электрорубанком, и электропилой, при этом упор всегда делаю на безопасности. Мы все делаем вместе. Можем и суп вместе сварить, и костер развести, и бычков накормить и почистить.
Если отец по минимуму участвует в жизни ребенка, у него не будет понимания мужского начала, не будет перед глазами мужского примера. Ребенок, будь то девочка или мальчик – неважно, не будет знать, как должен себя вести мужчина в той или иной ситуации. А так он будет знать – мой папа сделал бы так-то и так-то. Если ребенок не знает, как бы сделал его отец, он вырастет неполноценным человеком.
У ребенка должно быть понимание, что люди живут для создания семей и продолжения рода. И у него должно быть понимание взаимодействия мужчины с женщиной, отца с матерью, а родители должны показывать хороший пример такого взаимодействия, задавать высокую планку.
– Почему же многие отцы этого не понимают и мало уделяют внимания детям?
– Отцы занимаются материальным обеспечением семьи, решают какие-то глобальные задачи, и им кажется, что все произойдет само собой, что ребенок вырастет и так. Да, по природе все само собой и произойдет, но только мужчина должен работать рядом с детьми, чтобы дети видели и представляли себе, что он делает.
При этом Иван убежден, что городская система жизни устроена, в принципе, неудовлетворительно в плане возможностей для взаимодействия отцов и детей.
– Изначально все жили на земле, в небольших поселениях, и мужчины всегда работали возле дома, показывая пример детям, – рассуждает многодетный отец. – А в городах мужчина реализуется, как правило, в каком-то узком направлении и получается, что он уходит все дальше и дальше от семьи и общего дела.
Конечно, мнение это субъективное, но Иван убежден, что в сельской местности у отцов (конечно, маргиналов в расчет не берем) гораздо больше возможностей быть ближе к своим детям.
– С детьми вообще надо разговаривать, и в особенности – нужно уметь их слушать, – резюмировал Иван. – Нравоучениями заниматься бессмысленно. Только дело. Брать детей с собой, чем бы ты ни занимался, и делать все вместе с ними, учить их всему тому, что можешь сам. Тогда они вырастут настоящими людьми.
Кстати, напомним, что в 2021 году в России был подписан указ о праздновании Дня отца – в третье воскресенье октября. Целью нового праздника является «укрепление института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей». По данным опроса ВЦИОМ, в 2017 году идею Дня отца поддержали 62% респондентов.
Общественный деятель, исполнительный директор Национального родительского комитета Юрий Оболонский взглянул на проблему «отцов и детей» шире.
– В наше время часто у ребенка при живых родителях нет ни матери, ни отца, ни бабушки, ни дедушки, – считает Оболонский. – В связи с последней пенсионной реформой бабушки и дедушки продолжают работать, а мамы и папы занимаются бизнесом.
Сегодняшние родители, родители нового поколения, уделяют в день своим детям в среднем минут 35-40 минут. Так что такой установленный «регламент» касается не только отцов. Как считают мамы и папы, все остальное время дети быть самостоятельными – первую половину дня провести в школе, а, придя домой, заниматься самостоятельно. И получается, что, по сути, наших детей, внуков воспитывает улица, а не родители и не профессиональные воспитатели.
В среде нашей «элиты» детьми занимаются нянечки, охранники и водители, а у представителей среднего класса, которые работают круглые сутки (но у них уже нет нянечек и домработниц), дети вообще предоставлены сами себе. Часто такие родители пытаются расплатиться с детьми деньгами и подарками, компенсируя, как им кажется, свою занятость и невовлеченность в процесс воспитания. Там нет никакого контроля над домашними заданиями, над изучением литературы или над контентом Интернета, в котором проводит время их ребенок.
А что касается «обычного народа» – это 70–80%, не говоря уже о беднейших семьях, то у них с воспитанием детей вообще катастрофическая ситуация. Родители круглые сутки работают, зарабатывая деньги на существование. Им, естественно, не хватает времени, даже если бы они захотели, заниматься со своими детьми.
Я желаю молодым родителям понять, что не в деньгах счастье. Надо обязательно уделять время детям, потому что дети – это наше будущее, и это не просто красное словцо. Я считаю, что самая лучшая инвестиция – это когда мама с папой уделяют внимание образованию и воспитанию своих детей. Чтобы они занимались с правильными учителями, находились в Интернете в правильном, безопасном контенте (и мама с папой знали, какие страницы они посещают) и чтобы у родителей с детьми всегда был общий круг интересов. И вот когда такое общение у родителей с детьми будет, то можно быть уверенными, что в такой семье все будет хорошо.
Чтобы достигнуть всех этих целей, по мнению Юрия Оболонского, нужно в том числе изменить информационную политику государства. У нас должно быть больше культурных, исторических и образовательных программ; нужно больше показывать действительно авторитетных личностей, заслуженных учителей, деятелей искусств… Таких образовательных и научно-популярных программ, к сожалению, очень мало, и они сейчас есть, в основном, на платном контенте, а должны быть на федеральных телеканалах.
Ирина Бричкалевич