— У вас в этом году аттестация, поэтому вам нужно сделать вот это, это и еще это. Сходить туда. Поучаствовать в этом. Подписаться на то. Договориться с тем. Сами понимаете, у вас аттестация!
И кто бы возразил. Аттестация — это не процедура рассмотрения отзыва о работе, заключающего в себе изложение фактов и их оценку.Это способ давления на учителя. Причем, по новым порядкам, отказаться от нее невозможно из-за угрозы увольнения.
В то же время, как пишут учителя на форумах, критерии не только неразумные и нереальные (приводится масса справедливых доводов), они разные в разных регионах и даже муниципалитетах. Они «формируют неправильное представление у учительства о том, что государству от школы надо», и все происходящее учителя расценивают то как вредительство, то как растление.
...Молодой учитель на аттестации, чувствуя, что не укладывается в выданную для конспекта урока форму пустографка — «Оргмомент», «Опрос домашнего задания», «Объяснение нового материала», «Закрепление», — попросил у члена комиссии разрешения записать конспект в свободной форме. Ему посоветовали: если он хочет все-таки аттестоваться, то не должен умничать, а писать так, как в пустографке дано (pedsovet.org).
О том, что «все недостатки аттестации задуманы заранее», пишут многие учителя. И чтобы от преподавания и от детей отвлечь, и чтобы бесплатной бессмысленной работой завалить, и чтобы индивидуальность отсечь, а то и на деньги развести. Хотя данных, во сколько учителю из района обходится аттестация на высшую категорию, пока не приводили, косвенных примеров достаточно, чтобы сказать: недешево.
Пишут учителя и о том, что аттестация связана с системами оплаты труда. Она «гуляет», потому что плывут критерии оценки качества в НСОТ:
«Учитель, работающий на пять человек из класса, поощряется, так как олимпиады и конкурсы приносят баллы; в то время как учитель, умеющий заинтересовать учебой всех, могущий даже слабого научить, — вне рассмотрения на поощрение».
То есть НСОТ на пару с аттестацией не только уменьшают уровень зарплаты, но и делают ее несправедливой. Кстати, некоторые ловушки для некрепких духом раскрывают сами учителя:
«Дело в том, что значительная часть учителей „за“ повременную, но с повышением всем, а администрация хотела бы это для учителей оставить, но для себя сохранить новую, более выигрышную для руководителей систему. Таким образом, все смешалось: и ставки, и категории, и стимулирующие критерии, из которых главный — поощрение преданности и верности вассалов суверену».
Интересная картина складывается: все учителя — за честную аттестацию. А кто против? А?
...Такой стоит шум, беспорядок, что ничего не слышно.
Нина Чаплыгина