У каждого времени свои знаки и своя знаковая литература. Обладая безупречным чутьем к новым веяниям, талантливые писатели отражают основные социальные тренды, создавая книги, созвучные эпохе. Детская литература — не исключение.
Роман Олега Раина «Слева от солнца» (Екатеринбург: Сократ, 2008) буквально нашпигован знаковыми терминами и словечками: «хакер», «аська», «
Интересно в книге другое: парнишка начинает электрификацию деревни Соболевки, сообразуясь с последними тенденциями к устойчивому развитию и возобновляемым источникам энергии. Строительство ветряков, подключение к интернету и налаживание коммуникаций с внешним миром, используя энергию ветра силами «продвинутого» и технически подкованного подростка в содружестве с односельчанами, выстраивание горизонтальных связей и самоорганизация — вот главные приметы сегодняшнего дня, точно и ярко описанные в книге.
Роман о бывшем хакере Генке, чей главный (но не единственный) капитал — это знания и колоссальная энергия, читается на одном дыхании. Тема персональной ответственности подростка за свою малую родину, ее восстановление и процветание — тоже знаковая на сегодняшний день. Кому, как не детям восстанавливать то, что по недомыслию и халатности разрушили отцы…
Следующая книга — очередной шедевр классика современной детской литературы шведского писателя Ульфа Старка, созданная в соавторстве с Стиной Вирсен «Звезда по имени Аякс» (М.: Открытый мир, 2009). Тема вечная — болезнь и смерть близкого существа (собаки) и невозможность с ней примириться. Бесстрастное Время и нежелание отдавать ему близких друзей. Но решается она поэтично и нетривиально: маленький
Дальнейшие события приобретают поистине планетарный размах: малыш седлает обыкновенную земную лошадь и они летят ввысь, в космические дали, мимо хвостатых комет и далеких планет. Сжимая в руке заветное лакомство — сосиску для Аякса, Юхан (так зовут мальчика) и вступает в диалог с Самой Вселенной. Отгадав загадку о часах, он побеждает их неумолимый ход и возвращается с тенью звезды Аякс. Дома он бережно кладет ее под кровать, регулярно кормит и поит и… «в один прекрасный день у тени вырастают уши, лапы и хвост».
Такая светлая философская волшебная сказка о победе над времени и над смертью. О торжестве земного над космическим, живого над бестелесным и желаемого — очень желаемого! — над естественным, но никогда не привычным.
Мы так нуждаемся в чуде, так необходим нам свет в конце тоннеля, что автор чувствует это и смело берется за дело. Он пишет нежную притчу, приглашая задуматься над неодномерностью привычных категорий времени, пространства, жизни и смерти. Детская вера в чудо и огромное желание сохранить любимого пса не только в памяти, но и вернуть его на коврик под кроватью в состоянии поворотить вспять ход небесных светил и земные законы. А достать звезду из самого дальнего уголка Вселенной и воскресить любимого пса можно простым желанием быть рядом и кормить друга сосиской…
Еще одна книга, которая тоже во многом символизирует нашу невеселую эпоху — это поэтический сборник Михаила Яснова «Собиратель сосулек» (М.: Самокат, 2009). В стихах Яснова отражена не только привычная повседневная реальность, то смешная, то чуть грустная, с историческими экскурсами («Мы пришли к блокаднице…»), с присущими детям проблемами взросления и осмысления себя в этом мире, но и огромное количество примет нашего времени. Вот как трогательно и ненавязчиво пытается автор разрушить стереотипы, навязанные взрослым обществом и пробудить сочувствие к старенькому, неприглядному, безобидному бомжу:
Больше его не видели.
Ушел. Не сказал ни слова.
За что вы его обидели?
Что он сделал плохого?
Стали соседи пялиться,
Стали толкать друг друга.
Соседка сказала: «Пьяница!..»
Сосед пробурчал: «Ворюга!..»
Старый, небритый дедушка
В какой-то рваной пижаме,
Оборванный, точно денюжка,
И руки его дрожали.
Ушел, опираясь на палку,
Кашляя и сипя.
И стало ужасно жалко
Мне его и себя.
(Стихотворение «Обида»).
То, что автор отождествляет душевное состояние незаслуженно обиженного, безответного, помятого временем человека и лирического героя стихотворения — маленького мальчика — очень хороший знак. Малыш чувствует СЕБЯ обиженным вместе с этим бомжом. Но эта обида не перерастает в злость. Пронзительная жалость к потрепанному жизнью и временем пожилому человеку, не сделавшему никому ничего дурного, переполняет сердце и героя, и читателя. Надежда, что читающие дети постепенно научатся мыслить самостоятельно, оценивая себя и собратьев по непростой и такой несуразной, перепутанной жизни, проявлять милосердие, не бояться жалеть и защищать, воспринимать чужое горе как свое собственное не может не вселять надежду в нас — родителей, библиотекарей, читателей, сограждан…
Ваша Мария Московская
специалист по работе с библиотеками ИД «Самокат».
Опубликовано в журнале «Современная библиотека».-2009.-№ 2.-С