Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

„Свет мой, зеркальце, скажи...“, или Зачем библиотекарю деловая игра?

Записки очевидца

Действительно, зачем?

Мы и так в своем деле доки, опыта работы у нас хоть отбавляй, читательского — тем более, а игра — наша профессия, мы ведь детские… Свою библиотеку знаем лучше, чем таблицу умножения. Здесь начинали путь в профессию, росли как специалисты, мужали и взрослели в боях с чиновниками и беседах с читателями, с ней, как говорится, и на покой… Вот только покоя не будет ни сейчас, ни в ближайшем обозримом будущем — это точно.

«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», — гласит пословица, мудрая, как все латинское. То, что было приемлемо лет 10, и даже 5 тому назад, сегодня просто невозможно. Мы живем в эпоху информации и глобального развития коммуникаций, и библиотеке придется к этой эпохе приспосабливаться. И к детям сегодняшним (в том числе особым и альтернативно одаренным), их потребностям и запросам, нуждам родителей, педагогов. Странно бывает иногда слышать суждения коллег, что современных детей можно и нужно воспитывать на книгах их (родителей!) детства, то есть прошлого и даже позапршлого столетия. Современных детей вообще воспитать трудно, они сами могут обучать и воспитывать. Иронию и скепсис всосали с молоком разочарованных в старой и новой реальности матерей. Сейчас главная задача — вернуть ребенку радость чтения. Классического тихого времяпрепровождения с книгой на коленях где-нибудь в укромном уголке, пусть даже с неизменным пакетом чипсов.

Для этого необходимо вводить в ежедневный читательский рацион актуальную литературу, новые книги «о времени и о себе». А как нам самим воспринимать новую литературу), на каком языке обсуждать их с детьми, если мы отказываемся понимать и принимать время, в которое живем. Иногда складывается впечатление, что классический детский библиотекарь живет только от своего дома до работы, привычно загораживаясь от «серых» будней и «агрессивной внешней среды». Активное неприятие реальности, уход от действительности в Царство Великой Литературы, привычно обыденный пессимизм — вам не кажется, что все это напоминает бегство? Как жить и работать в мире, из которого хочется рвануть на машине времени в далекое прошлое или в фантастическое будущее, или во вневременное фэнтазийное пространство?

А может, все не так уж и плохо, и стоит попробовать пригласить этот мир к себе, а заодно и самим сходить и проветриться, себя показать, на людей посмотреть. Но не сразу, а постепенно, пройдя хотя бы минимальную адаптацию к современной бешено пульсирующей, эненргоемкой жизни. Сначала нужно понять, с чем идти в мир, что мы можем этому миру предложить, чем заинтересовать и как доказать, что он, мир, конечно замечательный, но вот без чтения пропадет, а без библиотеки ему никак.

Для этого и существуют так называемые проекто-аналитические семинары, то есть тренинги, включающие деловые игры, дающие возможность взглянуть на себя и на любимую библиотеку по-другому, прививающие элементарные навыки общения. Без них трудно найти общий язык со своими, даже самыми близкими, людьми и коллегами.

Умеем ли мы общаться?

Часто мы сами становимся заложниками невысказанных обид. Они, обиды, имеют противное свойство накапливаться и взрываться, подобно туго сжатой пружине. Те же самые обиды мешают вовремя помириться, когда этого требуют интересы дела, все время оживают и самой глубины твоего «я» кричат: «Эй! Ты помнишь, как он(а) тебя обидел(а)?! Что он(а) тебе тогда наговорил(а)?» И мы привычно фыркаем, дрожащей от гнева рукой перелистывая записную книжку с печально известным телефоном.

Всему виной то, что нас не научили с детства общаться на равных, уметь слушать оппонента, адекватно воспринимать критику, а не пытаться перекричать, передоказать, переубедить и любой ценой настоять на своем. Мир неодномерен, мы не одномерны, поэтому нет и не может быть устоявшихся истин, непререкаемых авторитетов. Даже мы сами со врменем можем поменять и свои установки, и своих авторитетов, и — самое главное! — свое суждение по определенному вопросу. Поэтому изначально гораздо важнее уметь слушать, не перебивая, стараясь при этом понять собеседника, встать хотя бы временно на его позицию. Возможно, прав именно он, а не я. Но как больно это бьет по самолюбию, черт возьми!

У нас бытует мнение, что психологи — жесткие люди. Это верно. На что только не приходится им идти, чтобы поменять неадекватное восприятие себя любимых и разрушить тот гранитный памятник себе, бесценным, который леет в себе каждый, кто не приучен к постоянному диалогу. Нас воспитывали в патерналистком обществе, где изначально было ясно, кто прав, кто виноват, что делать и как жить. Сейчас все изменилось. Сегодня трудно найти настолько прозорливого человека, который точно знает, что делать. Поэтому необходимо вместе искать выход из самых сложных, самых запутанных ситуаций. Искать его сообща, ведь «один в поле не воин».

Где работает большой коллектив, там всегда множество проблем межличностного характера. Большую роль играют старые обиды, недопонимания, порождающие новые обиды и новые недопонимания. Для их преодоления и существуют деловые игры и психологические тренинги, помогающие вскрыть внутренние противоречия, «выпустить пар», дающие возможность высказаться всем по самым наболевшим вопросам. Чтобы тренинг способствовал продуктивному общению, необходимы жесткие тренеры, не допускающие бесплодной «говорильни». Это обычная мировая практика. Хочешь двигаться вперед — расстанься с ненужным балластом. Прежде всего, с балластом излишнего самолюбования и собственной непогрешимости.

Такие тренинги, особенно с тернерами «со стороны», помогают лучше увидеть себя и свои проблемы «незамыленным глазом». Как в зеркале, которое говорит одну правду, поскольку «лицо незаинтересованное». Цель приходящих тренеров — не указывать на недостаки и не зализывать раны, а встряхнуть коллектив, помочь ему посмотреть со стороны на свои же собственные проблемы, то есть промыть «замыленный» глаз. Такую уникальную возможность дают современные технологии, позволяющие объективно оценить сложившуюся ситуацию и вместе искать из нее выход.

Такому тренингу гарантирован успех, если коллектив библиотеки начнет формировать из себя команду. Сплоченную группу единомышленников, понимающих друг друга с полуслова. Или хотя бы наметить пути к взаимопониманию.

Как победить?

Все сказанное, однако, возможно только при условии, что коллектив принимает правила игры. Для многих наших коллег понятие «игра» смешивается с понятием «реальность».

Когда играют дети, они принимают правила игры, в которую их приглашают. Если правила не соблюдаются, игрок автоматически выбывает. Так же и на деловой игре. Сотрудники, не принимающие правил игры, считающие их навязанными себе, и не желающие, соответственно, их выполнять, физически остаются на своих местах. Но фактически они лишают себя тех уникальных возможностей, которые дает психологический тренинг.

Высидев положенные три дня, они уходят, гордые тем, что «сохранили себя» и не позволили приходящим «выскочкам» переучить свою гениальность. Но это кажущаяся победа. На самом деле «непримиримая оппозиция» лишает себя уникального шанса преодолеть стереотипное мышление.

В результате люди с негативной установкой на восприятие ничего не получают от тренингов, кроме раздражения. Как пушкинская царица, в сердцах разбившая зеркальце, говорившее ей правду.

«Тяжело в учении — легко в бою».

Психологический тренинг — сложная и подчас тяжелая вещь. И для участников, и для самих тренеров. Но результаты его превосходят любые ожидания. Игра тем и хороша, что позволяет реализовать любые проекты, самые бредовые, самые дерзновенные. А потом можно посмотреть, что требует реализации, а что останется игрой.

Работа в группах сплачивает коллектив, вынужденный вырабатывать общие решения в сложной ситуации и в кратчайший срок. Под конец игры группы формируются по иному принципу, чем в начале: мы учимся сотрудничать со всеми людьми, даже с теми, кто нам не симпатичен. Как в жизни.

Психологический тренинг помогает вырабатывать навыки общения опять — это важно, но не ради этого делалось. Человек обучается им в процессе игры, иногда сам не замечая того. Коллеги получают возможность проявить себя, реализовать скрытые возможности. Тренинг помогает выявить реальных лидеров, способных влиять на коллективное мнение. Игра выстраивается таким образом, что люди неравнодушные не могут молчать.

Для этого стоит не побояться и… посмотреть на себя со строны. Только не надо разбивать светлое зеркальце, ладно?

Ваша Мария Московская, РГДБ.

Авторский вариант статьи, опубликованной в газете «Библиотека в школе». — 2009. — 16—31 октября.- № 20

1323


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95