Следует иногда думать общие места: взять банальную мысль и попробовать очистить её от налёта. Иногда — чтобы не сказать всегда — это полезно, как почистить плац для парада. Тут пройдём мы стройным маршем — молодые, новые, уставшие от мозговой игры и всей толпою изголодавшиеся по ценностям, тем, что не традиционные, а вечные. Мы пойдём, потому что постарели наши старики и в качестве проводников себя не зарекомендовали — то есть они совершенно безнадёжны, большинство то есть — чтобы не сказать все. Они в этом не виноваты, и мы их не бросим. Старики пойдут с нами.
Цитата из песни Pink Floyd «Eclipse» на стене одного из кафе-баров Hard Rock Cafe
Все читали, значит, «Отцы и дети». Ивана Сергеевича Тургенева волновала проблема общения поколений, раз, и два — беспокоила тема идеалов. Писатель изобразил нигилиста в персоне Базарова: он отрицает Бога, любую метафизику, поэзию и прочую непрактичность. Мы-то понимаем, что Базаров фактически не нигилист, он очевидно находится под влиянием европейского позитивизма — свято веруя и в его операции, и в его императивы. Однако для унылой человеческой среды (а её Тургенев не менее безжалостно выворачивает наизнанку) внешнее базаровское отрицание «традиционных» авторитетов — это вызов. Вызов не призракам ценностей, которые спущены на уровень секреции что у либералов Кирсановых, что у консерваторов Базаровых. Но вызов устоявшемуся положению дел, статусу-кво.
Чтобы не углубляться, скажем что-нибудь: в основе конфликт поколений у Тургенева — это общение жестами между старшими, которые выдыхают остатки призрачного идеализма, и младшими, которые играют в вольнодумцев, поражённые освободительными химерами. Чтобы исправиться, скажем что-нибудь покороче: конфликт идеалистов по инерции и нигилистов по приколу.
Сегодня мы живём в перевёртыше тургеневской модели — в её инверсии. Наши старики росли и учились чего-то думать в ситуации победившего и спустившегося на широкие народные плечи диалектического материализма. Думаю, всем ясно, что пиджак был мал и треснул на спине. Дугин называет это архемодерном. Тем не менее: несколько поколений наших отцов и дедов выросли в домах у людей, которые себе позволили расхристаться. Ленин что-то сделал со страной, двинулось всё, съехало, свернулось, разрядилось. И без того разбитые новым временем идеалы народа были окончательно маргинализированы, спущены либо в разряд фольклора (доброй сказки), либо в число злостных реакционных заболеваний, которые хорошо лечатся.
Говорить о том, что идеализм и религиозность вырубили на корню, это преувеличение: сохранились они на двух уровнях — народном (синтетическом и суеверном) и андерграундном (среди особого слоя отважной интеллигенции). Однако на уровне моды, что очень важно, победил чистый позитивизм — материализм. С распадом Советского Союза материализм укрепился — всё уж более не на теоретических, а на практических основаниях.
В результате имеем то, что имеем: отцами стали нигилисты — люди, мало понимающие, зачем падать ниц (более того, считающие это унизительным), зачем писать стихи и симфонии, не рассматривающие метафизических предметов. Всё профанирует, и даже подлог вдохновляет только узкую кучку добродушных людей, склонных обманываться, того желающих. Материальные основания для убедительности подкладываются ножичком под всякое: идею, песню, сцену, сюжет. Отцы — ни во что не верят. Отцы хотят, чтобы их дети хорошо жили, вдоволь питались, занимались спортом, совершали вечерний моцион по променаду, лечили собак, оформляли кредит, развлекались, чем придётся, и цинично посмеивались над городскими сумасшедшими и деревенскими дурачками, желающими большего. Словом, чтобы дети были не лучше них.
Однако дети рождаются в постпространство, в котором былые ценности без имени и рода уже скукожились до столь же беспомощных размеров, как вера в прогресс или стремление построить социальную утопию, упаси Боже. Детям всё это скучно. Hey, Teacher, leave those kids alone!
Вести поколенческий разговор в мире, где подменена поколенческая основа, становится невыносимо скучно и совершенно бессмысленно. Нужно всех любить и ко всем относиться снисходительно, понимая, что выше головы не прыгнешь и мимо задницы не сядешь. Диалог поколений — это всё пустое. Нужно чистить плац и запевать песню. Что-нибудь духоподъёмное.
Талгат Иркагалиев