Двое подростков на крыше вагона метро — недавняя ситуация, поразившая многих трагическим финалом. Поезд трогается и движется в преисподнюю. В какой-то момент они испытывают восторг. Потом ужас — если успевают.
Многие говорят: причина в инфантильности молодежи. Но что стоит за самой этой инфантильностью? Думается, не что-то одно. Но одна из главных причин — критическая недоигранность в детстве. Именно она заставляет подростков взбираться на вагоны метро и электричек, заниматься паркуром, создавать «общества самоубийц» и далее, далее.
Речь не только о недополучении игровых ощущений, но и об отсутствии ценнейшего для жизни игрового опыта, который складывается еще до школы. Из этого опыта ребенок выносит знание о том, что есть «на самом деле», а есть и «понарошку», тогда он четко разделяет реальный и условный планы жизни.
Представьте себе, поначалу он их не разделяет. Вот трехлетняя девочка играет «в кошку», всячески изображает ее, ползая по кровати, и вдруг резко прыгает на пол — она приземляется в «позе кошки», на локти и коленки, — ей больно, она горько плачет. Но и понимает: чересчур заигралась.
А бывает, дети, а потом и подростки застревают в условностях. Для них все — «как бы». Им кажется, что все можно переиграть заново, включая жизнь. Вот примерная фабула исповедей юных экстремалов, которых врачам удалось спасти: «Она меня не любит, вот, думаю, заберусь на крышу, прыгну, она наконец осознает, кого чуть не потеряла, подойдет ко мне, возьмет за руку, и мы вместе двинемся навстречу прекрасному будущему». В их сознании нет ничего необратимого, они пытаются жить в вымышленных ситуациях реально.
Такой тип людей «без границ» встречался и раньше, но сегодня, когда игра вовсе покидает мир детства, их все больше. Людей, выросших у компьютера, за игровой приставкой, которых с раннего детства приучали быть серьезными и ответственными, аккуратными и «уже взрослыми, без глупостей». Между тем торопить детство — это и есть один из самых глупых, вредных и живучих массовых педагогических предрассудков. Как следствие — игровая дистрофия в масштабах общества налицо.
Детям играть некогда, не во что и не с кем.
В психологии есть понятие сензитивных периодов. Это отрезки жизни, особо «чувствительные» (сензитивные) к развитию тех или иных способностей и умений, усвоению связанных с ними знаний. Увы, далеко не все они приходятся на детство до школы.
Лучшая же подготовка к школе и к жизни — детская игра. Она сама по себе «школа». Школа человеческих, жизненных взаимоотношений, школа выработки отношения к самому себе, понимания себя. Без этого нельзя полноценно научиться остальному. Прежде всего — умению жить по-человечески, а не играть в жизнь.
А игры в жизнь рано или поздно превращаются в игры с жизнью.
Владимир Кудрявцев