Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Прощай, Примадонна

Неопубликованное интервью Людмилы Гурченко

События, которыми мы только что жили, которые считались так важны для нас, теперь уже ушли куда-то далеко-далеко: взяточники-прокуроры, запрещенный митинг на Триумфальной, Ливия… Что нам Ливия, когда у нас случилась национальная трагедия — ушла из жизни Людмила Гурченко. Это интервью было взято в декабре 2009 года. Но Людмила Марковна, вся такая непредсказуемая, воздушная, вдруг запретила его публиковать. И непонятно даже почему. Может, потому, что оно очень откровенно и для кого-то нелицеприятно? Сегодня мы решили его напечатать. Как дань памяти великой Актрисе. Как наше объяснение в любви к ней. И вы увидите, как по-новому зазвучит каждое произнесенное ею слово.

— Людмила Марковна, только что вы сняли фильм “Пестрые сумерки” о слепом юноше-пианисте. Зачем вы все-таки стали режиссером? Это ваша голубая мечта?

— Никогда я об этом не мечтала. Хотя несколько раз меня очень сильно уговаривали, давали сценарии. Да, я уже понимаю, что такое темп, ритм, монтаж. Но у меня нет очень важных качеств для режиссера — здоровья и авантюризма.

— А кричать, как режиссеры, вы умеете?

— Нет, я кричу шепотом. Если от режиссера идет авторитет, мысль, пусть он будет деспотом, кем угодно, я подчинюсь и буду им восхищаться. Но в последнее время многие режиссеры мне даже слишком понятны. Раньше считалось: режиссер — это что-то поднебесное. Я же начинала жизнь с такими людьми, как Юткевич, Райзман. Герасимов вообще был моим учителем. Иду по коридору “Мосфильма” или ВГИКа, вдруг вижу кого-нибудь из них — и замираю тут же. Но время меняется. На юбилее Эльдара Рязанова ко мне подошел Михаил Швыдкой: “Люся, вы должны сниматься”. А я на это уже положила крест. Крестов и шрамов на мне много. Кого играть? Где? Тетю Дусю? Тетю Асю? Нет для меня ролей.

— А разве вы сыграли все, что были должны?

— Наверное. Но вот я классику не играла. Зато играла все подряд, что предлагали

— Что-то даже и не припоминаю ваших проходных ролей.

— Они есть. Иногда соглашаешься, потому что надо просто жить. Пилот, который не садится к рулю, не может летать, самолет идет криво. Так и актер: нельзя быть в простое — мотор, свет, текст, форма, костюм — и ты опять живешь. Пусть даже и картина средненькая. Все бывает. Я же почти 15 лет не снималась, поэтому была готова на все что угодно. Единственное, чего я в жизни достигла, — вылезла из пропасти в преображенном состоянии. Взяла вторую волну.

— Вы имеете в виду фильм “Старые стены”, в котором сыграли после долгого перерыва?

— Совершенно верно. Режиссеры уже не смотрели в мою сторону или делали вид, что меня не знают. А мне потом нужно было сделать вид, что я не помню, что они меня тогда не помнили. А я, к сожалению, помню все.

— Что-то даже и не припоминаю ваших проходных ролей.

— Они есть. Иногда соглашаешься, потому что надо просто жить. Пилот, который не садится к рулю, не может летать, самолет идет криво. Так и актер: нельзя быть в простое — мотор, свет, текст, форма, костюм — и ты опять живешь. Пусть даже и картина средненькая. Все бывает. Я же почти 15 лет не снималась, поэтому была готова на все что угодно. Единственное, чего я в жизни достигла, — вылезла из пропасти в преображенном состоянии. Взяла вторую волну.

— Вы имеете в виду фильм “Старые стены”, в котором сыграли после долгого перерыва?

— Совершенно верно. Режиссеры уже не смотрели в мою сторону или делали вид, что меня не знают. А мне потом нужно было сделать вид, что я не помню, что они меня тогда не помнили. А я, к сожалению, помню все.

— Не хотели этим режиссерам отомстить? Или не умеете просто?

— Я только вычеркиваю этих людей из жизни. Но работа — это не личная жизнь. Я прихожу, делаю свое дело — и до свидания, всего вам доброго. Потом, когда у меня все опять стало хорошо, эти режиссеры говорили: “Я не мыслю свою картину без вас. Где же вы были столько лет?”

— Действительно, где?

— После “Карнавальной ночи” я же была без шлейфа, свеженькая, новенькая — такую хорошо бить. Сначала за концерт в Колонном зале получала 4 рубля 50 копеек, и на меня все шли. Вдруг я получаю конверт, где 300 рублей. А у меня же не то что квартиры своей не было — даже чулок. Выхожу, меня никто не узнает. Стоит толпа людей, а я в зелененьком пальтишечке и только слышу: “Вот сейчас она выйдет”. Все же ждали, что я буду в черном платье с белой муфтой. А потом меня начал вербовать КГБ. Миша Козаков согласился, а я — нет. Хотя я же не диссидент никакой — наоборот, очень советский человек из очень советского города Харькова. Потом я уже узнала, что моя мама из дворян, многие ее родственники были уничтожены. От меня это скрывали. Зато папа из батраков. Так что у меня смесь полусовковая. В общем, я отказалась, а мне: “Значит, вы не любите Родину”. Сначала от меня отошли, а потом мне передали слова министра культуры Михайлова: “Мы ее сотрем в порошок. Фамилии такой не будет”. Это про меня.

— И вас перестали снимать?

— Да, и я поехала с концертами по родной стране. Выступала в шахтах, на заводах с большим удовольствием. Там же люди ничего не читали, не знали.

— Но “Карнавальную ночь”-то они смотрели?

— В этом все и дело! Было по 5—6 выступлений в день и отказаться нельзя, сил-то много. Приглашают на завод, я там выступлю, а оттуда иду в холод с горшочком цветов с тремя ромашками. Тогда все горшочки дарили. Помню, иду в туфельках, денег нет, плачу, метро, потом трамвай, доезжаю до общежития… У меня только в 30 лет квартира появилась. И не от государства, а от развода.

— Но когда у вас были все эти проблемы, вы же не махнули на себя рукой?

— Я долго еще ничего не понимала — просто исчезла, и все. Боялась Москвы, эту столичную, незнакомую мне еще долго публику. Все эти словечки: “экспроприация экспроприированных”, “экзистенциализм” — я ничего не понимала.

— Комплексовали?

— Просто это не мое. Поехала к публике, к народу, туда, откуда я вышла. И люди мне помогли встать на ноги, научили разговаривать с залом, а это великое дело. Это сейчас супертехника, долби-шмолби, а тогда я пела в трамвайный микрофон. Словом, я не сдавалась, но всегда думала: “Ну когда же? Ведь мне уже 37 лет”. И я всегда буду молиться на Трегубовича за то, что он взял меня в свой фильм “Старые стены” на роль директора текстильной фабрики. И это после “Карнавальной ночи”! Он очень рисковал. Публика могла сказать: “Фу! Какая она директор?!” Меня же считали второсортной, потому что, как казалось, я только петь и танцевать умею. Ничего серьезного. Но мне тогда было все равно: утвердят, не утвердят. Я же не партийная, профсоюзные взносы долго не платила. У меня было суицидно-депрессивное состояние: думала, все, больше не могу выдержать.

— Многие артисты в период, когда им ничего не предлагали играть, спивались, погибали. Вы-то как выдержали?

— Я никогда не пила, не курила. Никогда не гуляла до утра. Выпила, голова кружится — ой, не мое. Курить меня столько раз учили. Ну не могу я — организм выталкивает.

— Какая-то вы неправильная актриса.

— К сожалению, пальцев одной руки хватит, чтобы посчитать тех людей, которые знали мне цену. Мама знала, Михалков понимал, Андрон Кончаловский. Трегубович понял, Рязанов. Но у меня каждая роль — это жизнь с музыкой внутри. Если я не найду свою тему, свои духи, белье — ничего не получится. Я же не могу играть во французском белье. Собираю какие-то вещи, которые никому не нужны, знаю, что они — ап! — и выстрелят. Все свое ношу с собой.

— Вы — стойкий оловянный солдатик?

— Я бы с удовольствием вышла замуж один раз и на всю жизнь — я однолюб. Но если меня обманывают — я не могу смотреть ему в глаза после этого. И ухожу, исчезаю. Я же Скорпион, серая ящерица. Ей обрубили хвост, она уползает, где-то трясется в пещере, потом хвост вырастает, она опять вылезает. Это про меня.

— У вас действительно было много браков.

— Мой первый муж, Андроникашвили, сказал, что “Карнавальная ночь” — это не искусство, а зрелище. У него же ничего в жизни не получилось, ни одного сценария. А я тихонько от него вылетела.

— Он в вас не верил?

— Не только он. Мой следующий муж, Фадеев, говорил: “Ну, может, еще лет пять ты будешь популярна и сойдешь на нет”.

— То есть ваши мужья вымещали на вас свои комплексы?

— Совершенно верно. Кобзон говорил: “Вот Фатеева снимается, Быстрицкая. А ты кто?” Хотя он знал мне цену.

— Тем не менее вы про него говорите не самым лучшим образом?

— Не самым лучшим потому, что он человек, которому нужен другой тип жены. Один человек очень хорошо сказал про его нынешнюю супругу: “При ней можно жить”. При мне жить нельзя. Пускай обо мне говорят, что я такая, сякая… Какая сякая? Никто ничего плохого не может сказать.

— Ну, а нынешний муж, Сергей, — это тот человек, который вам подходит?

— Давайте всегда говорить слово “пока”. Да, при нем я смогла сделать картину, потому что он знает то, чего я не умею. Создать, поддержать, договориться — это очень важно. Сказать, что музыка, которую я написала, хорошая. Я же всегда сомневаюсь, а он мне: “Нет, ты можешь, ты должна”.

— И вы этого ждали от предыдущих мужей, которые должны были вас поддержать, приподнять?

— Потом я уже ничего не ждала, поняла, что должна сама приподниматься и ни на кого не рассчитывать. Я сама умею заработать. Я никогда не снималась у одного режиссера, всегда у разных. У меня никогда не было ни одного романа с режиссером, иначе все бы об этом знали.

— Вы такая принципиальная?

— Да, бескомпромиссная. Если я чувствовала какие-то намеки, то старалась легко это обходить, чтобы не обидеть, не заметить.

— Ваши мужья вас недооценивали?

— Это была зависть, давайте прямо говорить.

— Рассказывая о своих многочисленных семьях, вы все время говорите о профессии. Но жизнь-то больше, чем просто работа?

— А для меня главное — работа, работа и работа. Да, я плохая, ужасная. Никита Михалков про меня так и сказал: “Она подожжет дом, но роль будет играть”. Я и сейчас с этим согласна. До гроба. Профессия требует полной самоотдачи. Если я недосплю — не смогу играть. Вот я сижу где-то в компании, завтра у меня съемка, так я встала и ушла — мне же работать надо. Это скучно, я понимаю…

— Знаю, что вам нравятся актрисы неординарные. Рената Литвинова, Земфира…

— Рената — это чудесно. Она так женственна. А Земфира вообще ни на что не похожа. Это сверхталантливый человек. Я не дружу с ними, но мое восхищение ими беспредельно. У меня вообще нет зависти. Я могу забыть текст на сцене, когда кто-то хорошо играет.

— А вы можете скандальчик устроить, покапризничать? Крикнуть: “Я же Гурченко!”?

— Никогда. Я всегда тихо сижу в сторонке, ни в каких партиях не состою. Как я получила народную артистку СССР, не знаю.

— После “Вокзала для двоих”.

— Да, это посмотрел, царство ему небесное, Андропов. Вот и дали.

— А с Пугачевой у вас что: дружба, приятельство, взаимные симпатии?

— Никогда у нас с ней ничего не было, просто она пригласила меня в свою песню “Примадонна”. Но все равно примадонной осталась она, а не я. Когда она впервые появилась, я подумала: “Ну наконец-то!” Она очень интересный и важный для страны персонаж. Фигура.

— Но люди же меняются со временем. Вот у Пугачевой пафос есть, а у вас нет.

— И пожалуйста. Мне на концерте говорят: “Людмила Борисовна”. Я им сразу: “Называйте сразу Алла Марковна”. Она может общаться с тем, кто ей не нравится. А я не могу. Ненавижу предательскую лесть. Я тоже могу общаться с такими людьми, но только по работе. А внутри для них у меня пусто.

— Людмила Марковна, для того, чтобы так глубоко сыграть, как вы это сделали в фильмах “Пять вечеров”, “Двадцать дней без войны”, нужно в жизни пострадать?

— Я так страдала, когда осталась с маленьким ребенком без человека, в которого была безумно влюблена. Думала: “Я? Одна? С ребенком? Как это так?!” Это было такое страдание. Первый удар по жизни. А я тогда была так чиста. Того чистого человека уже нет. Я была открыта всем, как мой папа. Одна в Москве с 17 лет, ни близких, ни родных, ничего. И еще я думала: “За что мне это?” Но папа сказал: “Все, мы забираем ребенка, ты должна сниматься”. Я поехала в Москву одна. Каждые две недели приезжала к дочке. Ох, как они ее раскормили! Собаки, кошки, ребенок… Но это было счастливое время. То родители мне помогали, высылали деньги — то я им что-то. А Машу забрала, только когда ей исполнилось три года.

— Разрешите про дочку спросить..

— Мы так давно не виделись. Потеряли друг друга. Я им не нужна. С моей стороны было сделано все: в жизнь выдвинут роскошный ребенок, но не имеющий таланта. Маша такая красивая была. А я? Мыла, чистила, убирала. И что? Там уже не я, там уже он — ее муж. Не у всех же получаются такие дети, как у Михалкова. Я думала, что Маша у меня будет нечто необыкновенное. Но не было же ничего. Папа мой страдал, что у нее слуха нет.

— Ну, не всем же артистами блистать, можно и медсестрой поработать.

— Я же брала педагогов по музыке... Ничего. С дочерью меня уже достали. Про меня она много интервью дает. Я не даю, вы меня спрашиваете. Дочка с мужем расходилась, а я сидела с двумя маленькими детьми. Потом они опять сошлись.

“Пародия о возрасте — самая запретная”

— Слышал ваши телевоспоминания о Миронове, Высоцком..

— Я вспоминаю только о тех, о ком хочу. Гадости про человека говорить никогда не буду. Зачем? Пусть себе живет. Но как я не могу не отдать свой восторг тем людям, которые заставили меня по-другому жить, смотреть на мир?

— Так же, насколько понимаю, вы восхищались и Владимиром Семеновичем?

— Сейчас все набиваются к нему в друзья. Мы друзьями не были. Но встречались так… Больше, чем друзья. Когда я сломала ногу, он приехал из Америки. Ему рассказали, и в тот же вечер он был у меня и до трех утра пел.

— Вы талант цените больше, чем ум?

— Конечно. Талантов мало, потому у меня и друзей мало. Вот Шура Ширвиндт — гений. Перед Жванецким я преклоняюсь. Мы не друзья, но я не пропускаю ни одной его передачи. Слушаешь его и думаешь: “Какое счастье”.

— Вам важно, чтобы с партнером были прекрасные отношения? Вот в фильме “Пять вечеров” с Любшиным был контакт?

— Особого контакта не было, он очень замкнутый человек, закрытый. Но там был Михалков.

— Ну а с Басилашвили в “Вокзале для двоих” все было хорошо?

— Не сразу. Он тоже закрыт. Сначала я даже не знала, как его отчество. Первый кадр — зима, финал картины, мы где-то в Люберцах, холод, ужас, 28 градусов. Обоим хочется в уборную. А это ж поле голое, гора. Он с одной стороны пописал, я с другой. А к концу картины это был родной человек.

— А с Мироновым?

— У нас был контакт только на площадке. Я его не знала как человека.

— А как же знаменитый танец в “Соломенной шляпке”?

— Все на ходу, без балетмейстера. А вот кто меня понимал — это Гердт. И Бернес. Он мне говорил: “Ты цены себе не знаешь, дура зеленая. Мне бы твою музыкальность — я бы мир перевернул”.

— Вы говорили о самоиронии. Вам свойственно это качество?

— Это первое, что мне свойственно. Самоирония — хорошая броня.

— И как вы с этим качеством оцениваете пародии на себя, где намекают на возраст?

— По-моему, пародия о возрасте — самая запретная. Я сама себя пародирую — им не снится, как я это делаю. Но когда начинают трястись в перьях… Ну, ребята, я не трясусь, не надо. Действительно, я первая актриса в перьях в советском кино. Но в этих пародиях есть что-то провинциальное, жалкое. Я на это не злюсь. Но когда говорят, что пора крышку гроба закрывать… Для меня этот юмор ниже пояса. Я танцую, двигаюсь и буду это делать всегда. Если кто завидует — пускай.

Александр Мельман

811


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95