В прокат вышел «Капитан Марвел» — первый фильм киновселенной Marvel, сосредоточенный вокруг женщины-супергероини. Бри Ларсон, исполнившая ее роль, не смогла удержать внимания Юлии Шагельман.
Жернова больших студий, как известно, мелют медленно, но верно. Главный марвеловский конкурент студия Warner Brothers, владеющая правами на персонажей комиксов DC, еще два года назад выпустила фильм о Чудо-женщине, собрала в мировом прокате более $800 млн и принялась оперативно клепать сиквел, пока Marvel и Disney решались (да так и не решились) отправить свою Черную вдову в сольное плавание. Однако повестка дня все настойчивее требует сильных женских персонажей, и Marvel вспомнил о другом своем активе — летчице Кэрол Денверс, также известной как Капитан Марвел. Зрителю она была представлена намеком в послетитровой сцене картины «Мстители. Война бесконечности» (2018) как последняя надежда, которая осталась у всей Вселенной перед лицом суперзлодея Таноса. Предполагалось, что именно она явится на зов главы организации Щ.И.Т. Ника Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) и всех спасет.
Начинается новый фильм в далекой-далекой галактике, а именно на планете, принадлежащей расе воинов-героев Кри. Молодая военнослужащая Звездной армии Верс (Бри Ларсон) обладает выдающимися способностями, но пока не очень умеет их контролировать — мешают эмоции. Однако командор Йон-Рогг (Джуд Лоу с тем особым выражением слегка иронического изумления, которое бывает у актеров британской выучки, угодивших в американский блокбастер) в нее верит и не жалеет времени на интенсивные тренировки, которые должны воспитать из Верс хладнокровного бойца. Немного мешает то, что у нее амнезия: она ничего о себе не помнит, а по ночам видит странные запутанные сны.
Кри находятся в состоянии бесконечной войны с расой Скруллов, способных менять обличье и мимикрировать под кого или что угодно. Во время очередной боевой вылазки враги берут Верс в плен и пытаются добраться до ее подсознания. Там неожиданно обнаруживается информация о планете Земля, на которой, видимо, и кроется ключ к прошлому героини. Расшвыряв супостатов, Верс устремляется прямиком в 1995 год — эпоху видеокассет, пейджеров и стиля гранж. Здесь она встретит молодого Фьюри, еще не лысого и с двумя глазами. Вместе они, конечно, будут спасать мир, а заодно героиня наконец обретет себя сразу в двух ипостасях — земной женщины Кэрол Денверс и непобедимой Капитана Марвел.
Режиссерский дуэт Анны Боден и Райана Флека раньше снимал в основном сериалы, а также маленькие инди-фильмы, и видимо, их основной задачей было придать стандартным марвеловским конструкциям немного человечности. Поэтому они беззастенчиво давят на ностальгическую железу — какой зритель, заставший 1990-е в сознательном возрасте, не умилится песням Бека, Nirvana и No Doubt и сцене двадцатиминутного ожидания загрузки файла. Отдельные сантименты заготовлены для фанатов Marvel, которых должно растрогать узнавание любимых и пока еще таких молодых героев будущих франшиз и предметов, назначение которых понимают только зрители, а не персонажи.
По части феминизма «Капитан Марвел» идет дальше «Чудо-женщины», и не только в том, что костюм героини в кои-то веки закрытый. У нее нет даже намека на любовный интерес (да и откуда ему взяться, если мужчины тут ей совсем не ровня, а самые приличные, как всегда, женаты на представительницах своего биологического вида). Зато есть лучшая подруга, тоже сильная и независимая женщина, летчица и мать-одиночка (Лашана Линч), именно она вдохновляет Кэрол на подвиги. Правда, все программные заявления произносятся так нарочито и под такую пафосную музыку, что всерьез их не воспринять.
Однако главное слабое звено фильма — это, как ни парадоксально, сама Капитан Марвел. Хоть Бри Ларсон и взяли на роль за соответствие типажу простой девчонки, она ни на минуту не забывает о том, что несет важную миссию. Поэтому в ее героине нет ничего человеческого, даже когда она мучается кризисом самоидентификации, а уж когда превращается в неуязвимое межгалактическое супероружие — и подавно. Те сцены, в которых она солирует, хочется поскорее перемотать, чтобы снова вернуться к дуэту Фьюри и кота — настоящих главных героев картины
Юлии Шагельман