Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Если с нотами по-человечески…

Об уроках музыки и любви

В какой-то момент я почувствовала, что ноты в музыкальном тексте ведут себя как люди в окружении других людей, и если относиться к ним «по-человечески», то это дает совсем другой результат.

Что такое «по-человечески»?

Если, разучивая текст, назвать каждую ноту, то есть отнестись к ней с вниманием и уважением, как к человеку, к которому обращаешься по имени, то нота звучит ярко и запоминается легко.

Более того, оказывается, что и запоминать-то немного нужно – ведь ноты повторяются, и уже однажды названная сама заявляет о себе «вот я, на этом месте!»

Если каждую ноту «выслушать», то есть отнестись к ней с интересом, окажется, что у неё много градаций в звуке, и она может окрасить мелодию в любой цвет и тон. Так человек, который чувствует, что интересен, раскрывается с разных сторон.

Интересно наблюдать, как ведут себя ноты в разных тональностях: в зависимости от того, «кто у власти», то есть какая нота определяет тональность, меняется значимость других.

Например, нота «до» в тональности до мажор будет главной – тоникой, а в тональности ре мажор всего лишь вводным тоном, в тональности фа мажор у ноты «до» положение высокое – доминанты, а в тональности соль мажор рангом пониже – субдоминанты.

Отношения в «коллективе», то есть среди окружения, у нот тоже человеческие. Самостоятельно звучащая нота и нота в аккорде слышны по-разному. Более того, в зависимости от того, кто «соседи» – в аккорде или в мелодии, один и тот же звук воспринимается по-разному, как будто проявляются разные черты характера одного человека в зависимости от окружения и обстоятельств.

И поэтому, когда знакомишься с нотным текстом, важно и интересно обратить внимание на эти взаимоотношения – тогда все наполняется смыслом, тогда в каждой фразе проступают живые интонации, тогда слышен каждый звук и ощутима мысль в дыхании пауз.

Главное, при таком «человеческом» отношении, ощущается взаимность – ноты, как и люди, открываются в ответ.


Photo by Jeromey Balderrama on Unsplash

***

Однажды, занимаясь небольшим эпизодом, я даже не подумала, а ощутила – те места, что не получаются, они как будто недолюбленные. Так ведь и говорят «нелюбимый кусок». А им (сложным, неудобным местам) вот это внимание, любовь – когда играешь медленно, осознавая, слушая каждый звук, – необходимы, чтобы раскрыться. Тогда вдруг оживает текст, пассаж, и звучит, и уже играть это место интересно, и главное – хочется.

Вообще, отношения с музыкальным произведением складываются очень человеческие: для того, чтобы с человеком было хорошо, его нужно понять, принять целиком. Так и разучиваемая вещь должна быть принята, понята, прочувствована во всех деталях.

И если подходить к занятиям с этой точки зрения, оказывается, все очень просто: радуясь каждому звуку, мы даём ему возможность раскрыться; сочетания, переходы – всё обретает живую интонацию, смысл. При этом сложность отдельных моментов становится притягательной – как необычные черты в незнакомом, но интересном человеке.

Получается, что урок музыки – это совсем не урок, это время любви.

Алла Азарх

210


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95