Для тех, кто занимается музыкой, теория музыки чаще всего кажется самым неприятным «приложением» к игре на инструменте.
В детстве мне тоже казалось, что без обязательного в музыкальной школе сольфеджио лучше было бы обойтись. Во всяком случае, уроки сольфеджио мне не нравились. Совсем.
Сейчас я понимаю, что в отдельности понятий для меня просто не было смысла, вот и получалось, что теоретические знания как бы «висели в воздухе» и потому никак (или почти никак) не соприкасались с музыкой, которую я играла.
И вот однажды (мне было уже 40 лет) я увидела в нотном магазине книжку Татьяны Первозванской «Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей». Я открыла посередине – из любопытства – и не могла оторваться: здесь оживало все – ступени гаммы, интервалы, аккорды! Всё, что я знала (ведь многократное повторение, в конце концов, складывается в привычное знание) вдруг обрело смысл.
«Да, если бы у меня в детстве была такая книжка, то по сольфеджио у меня были бы одни «пятерки»!» – это я сказала уже дома. И вскоре получила эти книжки (их две – вторая для маленьких музыкантов постарше) в подарок.
Конечно, сказочная форма изложения взрослым не очень подходит. Но некоторые приемы, сравнения, взятые из этой книжки, помогают мне естественно вписывать теоретические знания в уроки музыки, и это создает основу для лучшего восприятия в будущем и музыки и нотного текста.
Вот, например, обычное правило – нельзя после доминантового аккорда играть субдоминантовый. А почему? У Первозванской аккорд не сам по себе, а птица. Тоника – птица спокойна, крылья сложены, субдоминанта – крылья раскрыты, птица хочет взлететь, доминанта – птица в полете. И тут уж не ошибешься – если птица летит (доминанта), то потом она крылья раскрыть не может (субдоминанта), может только приземлиться и сложить крылья (тоника).
А где же познакомиться с азами музыкальной теории взрослым? Из многих просмотренных мною сайтов, самым живым и доступным мне показался сайт «7 нот» и курс теории музыки Леонида Гурулева и Дмитрия Низяева
Вступительные слова к этому курсу, мне кажется, объясняют главное – зачем вообще нужна теория музыки.
«На свете найдется немало людей, которые могут глубоко чувствовать и всей душой желали бы поделиться своими чувствами с миром. А среди них – немало таких, кто обнаружил в себе эту способность и это желание слишком поздно, чтобы поступать в музыкальную школу. Именно для этих людей мы и попытаемся рассказать о тех законах, по которым существует музыка, чтобы помочь избежать ошибок и облегчить самовыражение.»
Алла Азарх