Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Эт... самое... как его...

Почему мы не умеем красиво излагать свои мысли

Многим людям трудно излагать свои мысли так, чтобы их слова звучали красиво и понятно. Вместо внятной речи часто от собеседника мы слышим протяжное «э-э-э-э». После чего, не подобрав правильных слов, получаем: «Ну эт самое, как его, ну ты понял, короче». Это тенденция последних лет. Но почему так происходит? Попробуем назвать несколько причин.

 

1. Социальные сети

Социальные сети отнимают значительную часть времени многих людей. Ещё десять лет назад сайты для общения были популярны в основном среди молодёжи. Сейчас мессенджерами пользуются даже самые ленивые люди на Земле.

Во многих аспектах социальные сети очень важны и полезны. В первую очередь, это бесплатное общение для каждого из любой точки мира с возможностью сиюминутно получить ответ (хотя всего лишь 20 лет назад люди тратили деньги на звонки в соседний регион).

Но с годами сообщения, которые мы отправляем, стали упрощаться. Вместо того чтобы написать слово целиком, мы его сокращаем и даже придумываем новые коротенькие слова взамен общеупотребляемым длинным (лол, прив, мб, тока).

Точно так же мы начинаем общаться и в жизни. О какой красивой и понятной речи можно говорить после таких выражений?

Большую роль в массовой неграмотности играет автозамена.

Теперь нам достаточно ввести первые две-три буквы слова, как на экране появляется уже готовое. Его нужно только выбрать из нескольких предложенных вариантов. Зачем запоминать правильное написание, когда можно просто выбрать уже готовый вариант? А если мы сами не дописываем слова, то через некоторое время уже не вспомним их правильное написание.

После автозамены появились голосовые сообщения. Теперь если нужно сказать очень много, мы даже не будем писать, а просто скажем это в «голосовухе».

И даже в голосовом получаем примерно следующее:

 

Лол, крч мб буду, ток там кэф большой, но эт ласт раз.

 

Всё же понятно? Если нет, расшифрую:

 

Забавно получилось. В общем, я возможно буду, только там коэффициент большой. Но это в последний раз.

 

 

2. Мало читаем

Когда мы читаем, то пополняем свой словарный запас, запоминаем написание того или иного слова. Благодаря чтению мы запоминаем новые слова, которые можем употреблять в дальнейшем во время разговора или публичного выступления. Нам нужно меньше времени, чтобы придумать следующую фразу, которую скажем. Слова сами в голове формируются в предложения.

Однако с появлением легкодоступного видео контента читать мы стали меньше, а смотреть больше. Куда проще, быстрее и интереснее посмотреть фильм, чем прочитать книгу, по которой он снят. Фильм займёт полтора часа времени, а на чтение книги уйдут недели или даже месяцы. 

Помню, как во время учёбы в университете мой сосед по комнате в общежитии, вместо того чтобы прочитать учебник, смотрел видеоролики, где какой-нибудь преподаватель на пальцах объяснял материал. Это очень удобно, видеоролик экономит время. Но наша речь от этого, безусловно, страдает.

 

3. Нас не учат красноречию

Банально простая догадка. Можно долго копаться в причинах, но ведь проблема лежит на поверхности. Нас действительно с детства не учат красиво и понятно говорить.

Научиться красивой и внятной речи можно только по собственному желанию. В школах это не преподают.

По своему опыту скажу, что единственная попытка была примерно в 3-4 классе, когда нам поставили в учебный план риторику. В расписании она стояла один раз в неделю, но на деле занимались мы ей в два-три раза реже. Часто вместо неё проводили математику или русский язык. Почему-то существует мнение, что эти предметы важнее какой-то там риторики. Странное мнение. Важнее для кого и почему? Не понимаю.

Да и, честно говоря, риторика там была только в названии. Нас скорее учили правилам этикета. Может, я что-то не понимаю, но, по-моему, риторика должна учить красноречию, ораторскому искусству. Если нас учили этикету, так и называйте этот предмет своими словами. Для чего эта подмена понятий?

Видимо, эксперимент не удался. Через год риторику убрали из школьной программы начальных классов.

Вот такие три причины сложились у меня в голове. Наверное, их гораздо больше, но я попробовал выделить главные. Может, действительно никому сейчас не нужно красиво выражать свои мысли? Но лично мне приятнее слушать рассказ, который льётся как песня, а не протяжное «э-э-э-э».

Павел Королёв
326


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95